Сетевые и фантомные социальные формы: реальность и фантазия

Сетевые и фантомные социальные формы: реальность и фантазия

Интернет представляет собой особое средство и среду социальной коммуникации, где  «виртуальные сообщества» или «виртуальные общины» являются объектами социального пространства, возникающими в мире виртуальных коммуникаций. 

Интернет на первоначальном этапе своего развития, представлялся новым всеобъемлющим полноценным пространством для социальной жизни, где возможна некая параллельная социальная структура со всеми ее атрибутами (например, сообществами, статусами и пр.), поэтому термин «виртуальное» сопровождает каждое понятие, которое так или иначе связано с мировой сетью. Сегодня, Интернет – неотъемлемая, рутинная часть нашей жизни. Он проникает благодаря новым коммуникативным технологиям в ткань социальности, тем самым изменяя механизмы образования сообществ,  стирая грань между виртуальным и реальным. Пожалуй, нынешние реалии таковы, что «виртуальные» сообщества стали механизмом образования реальных сообществ и перестали быть зафиксированными объектами как это было ранее. Следовательно, целью работы является расширение и трансформация данного понятия, благодаря чему у исследователей отпадёт необходимость использовать термин «виртуальный». С помощью примеров проиллюстрируем два типа  вроде бы похожих «сообществ» (образованные при помощи сети, но вполне реальные, и целиком воображаемые, фантомные), которые вполне можно было бы назвать «виртуальными», но гораздо лучше описать их несколько иными терминами.

Первым якобы виртуальным сообществом выступает группа в социальной сети «ВКонтакте» – «Абитуриенты Журфака 2019». В этой группе абитуриенты общаются между собой и задают вопросы сотрудникам приемной кампании, преследуя цель поступления в университет. Данное сообщество представляет собой площадку, с помощью которой можно планировать свои практики в реальности. Но часто происходит актуализация подобных сообществ в жизни. Причины могут быть разными: сбор участников сообщества на дополнительном вступительном испытании; участники сообщества назначают встречи в реальности; абитуриенты создают или пытаются создать собственные сообщества, лишенные модерации сотрудниками приемной кампании.  Интернет – наиболее удобный инструмент для такой коммуникации, который помогает объединить участников сообщества независимо от места и времени их нахождения.  К тому же, он позволяет социальным практикам быть более эффективными, так как многие проблемы решаются участниками еще на переходном, сетевом этапе. Следовательно, «виртуальные сообщества» – устаревший термин, так как сообщества, образующиеся в сети, вовсе не новая форма социальности, а вполне реальные сообщества, но с несколько измененной, современной двойной модальностью существования, либо представляющие собой первоначальный этап образования реального сообщества.

Совершенно другое сообщество – это «фантомные группы», существующие только в массовом воображении, огромная часть которого находится в Интернете. Интересно, что в реальности таких групп мало кто сомневается, но парадоксально – «в реальности» их не видели ни внешние наблюдатели, ни сами якобы участники. СМИ являются мощным механизмом порождения «фантомных» сообществ. Они создают в массовом сознании реалистичные и узнаваемые социальные характеристики представителей таких групп. Гопники, хипстеры, метросексуалы, ванильки – это социальные иллюзии, или мифы, уверенность в существовании которых возникает и укрепляется при помощи массового сетевого общения и средств массовой информации, для которых «новое сообщество» становится прекрасным инфоповодом. Особенностью фантомной группы является отсутствие взаимодействия между участниками. В то время как для реальной группы, это необходимое условие существования. 

Анализ этих двух концептов показал их тесную связь с такими терминами как «масса» и «массовое сознание». Существование фантомных групп и сетевых сообществ оказалось возможным только в современном массовизированном обществе, где отсутствуют групповые барьеры.

Таким образом,  сетевые сообщества имеют отчетливые, фиксируемые на эмпирическом уровне характеристики массовидных образований. Такие сообщества редко «открываются» всем желающим.  Часто они становятся классическими социальными группами, у которых появляются свои правила,  многообразная (не только в Интернете) деятельность и отчетливая структура взаимодействия с жестким групповым контролем. В свою очередь, фантомные группы связаны с понятием массы. Образ жизни, стереотипы, поведение, информационные предпочтения – все это становится очень одинаковым. Массмедиа может формировать любые образы в массовом сознании, в том числе, заниматься конструированием разнообразных социальных групп. Здесь уже не групповые структуры трансформируются в массу, а масса порождает внутри себя группы, но часто только воображаемые. 

 

 

 


Разин П.В.

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Конкина (Филиппова) К.М.

аспирант кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь