Нарративный анализ как метод исследования традиционных и мультимедийных журналистских произведений

Желание создавать последовательные, увлекательные, наполненные смыслом тексты естественно для журналистов традиционных и мультимедийных редакций. Именно поэтому работники СМИ всё чаще и чаще прибегают к нарративу как способу представления информации. Благодаря драматической структуре композиции, художественному стилю языка, субъективной точке зрения, нарративные журналистские материалы облегчают восприятие действительности и обладают бо́льшим воздействием, нежели традиционные. 

Анализ нарратива предполагает оценку того, каким образом структурируется и презентуется жизненный опыт в повествовании. Существует множество подходов к нему: синтагматический (В. Пропп) и парадигматический (К. Леви-Стросс), контентно-ориентированный и формальный (Т. Терехова, С. Малахаева), модель К. Риссмана. Ведущими из них являются первые два. При синтагматическом подходе уделяется внимание последовательности событий, темам и мотивам; при парадигматическом – средствам стилистики и влиянию социокультурного опыта. 

На различных подходах к нарративному анализу основаны концепции нарративных структур. Некоторые из них применимы только к изучению литературных произведений. Концепции В. Проппа, А.-Ж. Греймаса, Кл. Бремона, например, предлагают анализировать повествование с точки зрения всего лишь двух категорий: функций (действий, поступков) и действующих лиц (персонажей, героев). Более развёрнутые нарративные структуры представлены в работах учёных других гуманитарных направлений, рассматривавших повествование со стороны лингвистики (У. Лабов и Д. Валецки) и антрополингвистики (Э.Окс и Л. Каппс), философии (К. Берк), социологии (М. Соммерс). 

Исследователями медиа предложены категории анализа новостного нарратива (П. Кочетков) и публицистического (А. Пронин, Л. Комуцци). Н. Бернинг разработал модель нарративного анализа применительно к журналистским репортажам. В повествованиях он предложил обращать внимание на голос (позицию рассказчика), фокализацию (точку зрения, со стороны которой подаётся история), время и пространство, характеристику персонажей. Взяв за основу модель Н. Бернинга, предназначенную для изучения журналистских произведений традиционного формата, мы дополнили её так, чтобы она могла быть использована и при анализе мультимедийных проектов. 

Первая категория нашей собственной модели – рассказчик. Это один из главных элементов любого повествования. Рассказчик может быть непосредственным участником действия или наблюдателем, знать столько же, сколько и герои, больше или меньше их. Следующая категория – предмет (тема). К нему относится некое событие, проблема или явление, личность, система, место. Характеристика персонажей может быть авторской (данной автором), фигуральной (предоставленной другими героями или самим персонажем), опосредованной (рождённой в сознании аудитории вследствие оценки ею действий персонажей). 

Под сюжетом мы понимаем то, как автор расположил события в повествовании, чтобы обозначить свою идею. Он может быть хроникальным (события отражены в хронологической последовательности), концентрическим (каждое новое событие вызвано предыдущим), кумулятивным (несколько событийных линий развиваются параллельно, изредка или совсем не пересекаясь). Конфликт, который лежит в центре сюжета, разделяется на внутренний и внешний. Во втором случае герой может противостоять другим героям, обществу, обстоятельствам. Не исключён также и конфликт систем. Время в повествовании бывает хронологическим и нехронологическим, а пространство – фреймовым (фоном) и тематическим (активным действующим лицом). 

Предложенная модель, состоящая из 7 категорий, помогает провести более точный нарративный анализ мультимедийных журналистских материалов. Её использование неразрывно связано с оценкой мультимедийных средств, с помощью которых выражается каждый из элементов. Вместе с тем модель пригодна и для изучения традиционных журналистских текстов.



Качанов Г. Д.

комментатор, редактор ООО «Национальный спортивный телеканал» («Матч ТВ»)

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь