Медиаграмотность как условие преодоления цифрового неравенства в Российской Федерации
Медиаграмотность как условие преодоления цифрового неравенства в Российской Федерации
Появление цифровых технологий ставит перед государствами задачу развития информационного общества. При этом должны соблюдаться равенство, социальная справедливость, справедливое распределение ресурсов и включенность граждан, отмечают авторы публикации. Помимо преимуществ, у цифровизации есть и негативные стороны. Например, цифровое неравенство. В России оно описано “тремя уровнями”: неравенство доступа к гаджетам, навыков их использования и получаемых от этого преимуществ.
Среди преимуществ изучения медиа- и информационной грамотности – компетенции, которые получает человек. В частности, он учится верно формулировать поисковый запрос, ориентируется в информационном пространстве, может анализировать данные, осмысливать и интерпретировать их, а также знает основные аспекты информационной безопасности. Из-за распространения недостоверных, или фейковых, новостей вопрос повышения медиаграмости становится более актуальным, особенно в пандемический период, подчеркивают авторы исследования.
Свое исследование авторы посвятили определению ключевых проблем, которые связаны с цифровым неравенством в России. На первом этапе был проведен контент-анализ государственных программ, которые были актуальны на 2020 год. Изучались документы нескольких регионов. Среди них – Москва, Татарстан, Дагестан, Алтай, Крым, Калининградская область, Якутия и другие. В выборку вошли субъекты с разным уровнем дотаций из федерального бюджета. Второй этап подразумевал непосредственное изучение программ, направленных на повышение медиаграмотности населения. В частности, исследователи посчитали, сколько раз в местных СМИ и на официальных сайтах госучреждений встречались термины «медиаграмотность» и «цифровая грамотность».
Специалисты изучили процесс повышения медиаграмотности в стране и пришли к выводу, что региональные власти почти не уделяют внимания решению этой проблемы. В основном, руководство российских субъектов стремится расширить доступ граждан к современной коммуникационной инфраструктуре, а также к государственным и муниципальным цифровым услугам. “Однако навыки и умение использовать их, что есть существенные компоненты медиаграмотности, все еще не стали приоритетами в документах регионов субъектов РФ”, – подчеркивают исследователи.
По их мнению, повышению медиаграмотности в России мешают несколько факторов. Например, цифровой разрыв, “правовые ограничения на доступ, владение и распространение информации, отсутствие межведомственного сотрудничества”. Помимо этого, исследователи выявили различную трактовку терминов «медиаграмотность», «информационная грамотность» и «цифровая грамотность». Специалисты считают, что из-за отсутствия “единых, утвержденных на федеральном уровне стандартов и требований к проектам” повысить медиаграмотность населения России затруднительно.
Тем не менее, исходя из изученного материала, авторы исследования подчеркнули, что российские власти осознают важность развития медиаграмотности. В частности, правительство страны утверждает национальные проекты в этой сфере. Но пока их реализация затруднительна из-за того, что на региональном уровне не определены органы исполнительной власти, которые отвечали бы за повышение медиаграмотности граждан, считают исследователи.
член-корреспондент РАО, доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова
кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова
научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова
связь