Концептуализация медиакоммуникации

В.П. Коломиец подробно рассматривает различные подходы к анализу феномена медиакоммуникации в работах таких отечественных исследователей, как М.Г. Шилина, Е.Н. Пескова, О.Н. Порва, Е.А. Войтик, И.М. Богдановская, Г. Почепцов, Д.В. Дунас, а также обращает внимание на зарубежную литературу, включая американских исследователей Патрика Б. О'Салливана и Калеба Т. Карра. Обращение ко многим источникам позволили автору статьи сделать вывод, что в отечественной литературе медиакоммуникация еще не стала предметом научной рефлексии. Это значит, что ряд актуальных понятий и явлений используются в отечественном научном дискурсе часто декоративно, как актуальный контекст для ключевых направлений обсуждения, что также подтверждено данными эмпирических исследований, проведенных на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. 

Другим немаловажным элементом статьи является демаркация или, другими словами, разграничение явления медиакоммуникации на два отдельных феномена: медиа и коммуникация. Коммуникацию В.П. Коломиец объясняет, как использование (создание/потребление) смыслов в процессе обмена информацией, а медиа, как индивидуальную технологическую платформу, позволяющую создавать, распространять и получать смыслосодержащий контент. 

Причисляя медиакоммуникацию к технически опосредованной коммуникации, автор выделяет в ней три вида технологических посредников. К ним относятся инструменты и технологии, позволяющие создавать сообщение, каналы доставки сообщения, а также медиасреда потребителя, которую образуют многие технические средства. Именно цифровые потребительские девайсы (мобильный телефон, смартфон, планшет) заняли посредническую позицию между контентом и потребителем и стали фактором, заметно влияющим на повседневное медиапотребление.

Отдельно в статье также отмечается изменение ценности массовых коммуникационных практик под влиянием девальвирования (то есть потери привлекательности) информации и, как следствие, смещение баланса в сторону выстраивания отношений. В качестве наглядного примера автор использует популярный развлекательный телеканал «2х2», который, как известно, активно применяет социальные сети для поддержания связи с аудиторией и привлечения новых зрителей. 

Среди прочих явлений современности В.П. Коломиец выделяет и такую особенность, как возрастание значимости потребителя медиапродуктов и лишение СМИ монополии на формирование и распространение смыслов в результате их вступления в рыночные отношения, а также возросшей роли современных технологических посредников. 



Коломиец В. П.

д. соц. н., МГУ им. М.В. Ломоносова

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь