Институциональные роли российского журналиста в начале XXI века

В результате трансформации медиа реальности, в середине 2000-х изменилось представление журналистов об их социальных ролях. Формирование общественного мнения оказалось приоритетной задачей журналистов той эпохи. При этом осознавалась важность привлечения аудитории. Для работников медиа существенное значение имела приемлемая редакционная политика, социальная ориентированность профессии, возможность саморазвития. Между тем, журналистское сообщество не поддерживало задач содействия общественным преобразованиям, стимулирования гражданского участия, контроля за властью. 

В 2010-х ситуация поменялась. Задача объективного информирования и просвещения общества стала для журналистов главной. Отмечена значимость оперативного освещения повседневных событий, поддержка гражданского общества, обеспечение аудитории аналитическим контентом, укрепление культурного разнообразия. Другим критерием, по мнению журналистов, стало наличие политической дискуссии и участие медиа в политике страны, контроль за деятельностью власти и бизнеса. Данный комплекс ролей близок к концепции журналистики как «четвертой власти». В то же время, менее важными выбраны задачи поддержки государственного курса и формирования позитивного имиджа власти.

В новом веке Россия стала восприниматься как страна с ценностями индивидуального успеха и благосостояния. Произошел бурный рост социальных медиа, появились новые платформы, радикально возросла значимость аудитории. Новые возможности породили новые вызовы. По данным журналистов, опрошенных в 2010-х, отечественная индустрия медиа столкнулась с кризисом доверия к СМИ со стороны общества, что повлияло на баланс доверия. Например, опрошенные журналисты выразили большее доверие информации, полученной от военных ведомств, чем от политических организаций.

Несмотря на изменение медиареальности, журналист сохраняет в обществе положение, полученное в середине прошлого века. Под журналистом понимают человека, занимающегося редактированием, созданием, сбором или подготовкой материала для зарегистрированного СМИ. Он же ключевая фигура в СМИ, носитель набора определенных морально-этических установок, часть профессиональной корпорации. Профессиональное сообщество богато носителями различных концепций, при этом большая часть журналистов следует базовым принципам специальности. 


Аникина М. Е.

к.ф.н.,МГУ имени М. В. Ломоносова

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь