Институциональные роли российского журналиста в начале XXI века
В 2010-х ситуация поменялась. Задача объективного информирования и просвещения общества стала для журналистов главной. Отмечена значимость оперативного освещения повседневных событий, поддержка гражданского общества, обеспечение аудитории аналитическим контентом, укрепление культурного разнообразия. Другим критерием, по мнению журналистов, стало наличие политической дискуссии и участие медиа в политике страны, контроль за деятельностью власти и бизнеса. Данный комплекс ролей близок к концепции журналистики как «четвертой власти». В то же время, менее важными выбраны задачи поддержки государственного курса и формирования позитивного имиджа власти.
В новом веке Россия стала восприниматься как страна с ценностями индивидуального успеха и благосостояния. Произошел бурный рост социальных медиа, появились новые платформы, радикально возросла значимость аудитории. Новые возможности породили новые вызовы. По данным журналистов, опрошенных в 2010-х, отечественная индустрия медиа столкнулась с кризисом доверия к СМИ со стороны общества, что повлияло на баланс доверия. Например, опрошенные журналисты выразили большее доверие информации, полученной от военных ведомств, чем от политических организаций.
связь