Игровые форматы в современных зарубежных онлайн-СМИ

Современные технологии позволяют добавить к традиционным форматам журналистики совершенно новые – игровые. Они предполагают более тесное вовлечение пользователя в информационное пространство. Благодаря возможности упростить, схематизировать реальность посредством игры потребители информации могут погрузиться в ту или иную ситуацию, «прожить» ее в игре. Это помогает взглянуть на реальные события под новым углом. При этом в игровом формате может быть подан как серьезный материал, так и развлекательный. 

Исследователи М.А. Крашенинникова и Ю.А. Зацепилина изучили 50 примеров игровых информационных материалов в зарубежных СМИ и на основе этой выборки предложили свою классификацию игровых форматов в журналистике. Авторы статьи отмечают, что в журналистике используются такие игровые технологии, как виртуальная реальность и дополненная реальность. При этом игровые форматы делятся на новостные игры, интерактивные лонгриды и тесты. 

Технология виртуальной реальности превращает пользователя в непосредственного участника событий. Например, позволяет побывать в действующей зоне боевых действий, открыв материал, созданный методом съемки в 360 градусов. Пользователь может перемещаться в этом виртуальном пространстве, изучать его. Технология дополненной реальности в свою очередь изменяет реальный мир: дополняет его цифровыми слоями. Таким образом пользователь может видеть дополнительные изображения, тексты, прослушивать аудио. Эта технология особенно активно используется с просветительскими целями, например, чтобы устроить виртуальную экскурсию по музею. Благодаря дополненной реальности пользователь не только видит экспонаты, но и может получить о каждом справку и рассмотреть его в деталях.

Среди игровых форматов в медиа уже более 15 лет используются новостные игры. Их основная функция – привлекать внимание общественности к социально значимым проблемам. Например, чтобы в форме игры-квеста, в которой требуется истребить террористов в одном городе, показать аудитории, что силовой метод решения проблемы приносит лишь разрушения и жертвы: как бы ни старался пользователь, положение города становится только хуже. Соответственно, пользователю объясняется, что все, что происходит в этой игре, на самом деле взято из реальной жизни, и город тоже является вполне реальным. 

Очень популярен сегодня формат мультимедийного лонгрида. Это большой материал, который пользователь просматривает, пролистывая его (скролля) вниз. Мультимедийный лонгрид состоит из текста (ему отведена главная роль), который дополняют картинки, аудио и видео. Иногда внутри лонгрида даются гиперссылки для перехода на другие страницы. Главная задача лонгрида – рассказать сложную историю, для понимания которой одного текста было бы мало.  

Тесты отличаются прежде всего тем, что предоставляют пользователям индивидуальный подход. Тесты бывают познавательные (отвечая на вопросы пользователь узнает больше о теме теста) и развлекательные (например, дают пользователю возможность узнать, на какого из действующих политических лидеров он больше всего похож). Часто пользователям предлагают проверить, насколько они владеют новостной повесткой и ответить на вопросы о главных событиях недели.

Полностью заменить традиционные форматы новостной журналистики, по мнению авторов статьи, игровая реальность не сможет, однако она способна предложить потребителю новостей новый опыт, в котором он оказывается действующим лицом в информационном пространстве. При этом игровые форматы помогают как информировать, так и развлекать. Будущее новых медиа, заключают исследователи, за материалами, построенными в том числе на основе игровой парадигмы, основные принципы которой - высокая технологичность, мультимедийность и интерактивность.



Крашенинникова М. А.

к.ф.н., МГУ имени М.В. Ломоносова

Зацепилина Ю. А.

выпускница магистерской программы «Медиакоммуникации в международных отношениях» факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь