Генезис и социальная сущность связей с общественностью: актуальные реалии в условиях транзитивности

Развитие связей с общественностью в России происходило поэтапно. С 1988 года по 2010 год – это докризисный этап, на котором происходит формирование новых отношений в российском обществе, бизнес выходит на мировые рынки, развивается интернет-сопровождение деятельности госорганов, и возникает необходимость в создании агентств, проведении профессиональных конференций. Затем наступило время кризисов, которые затронули PR-индустрию в России и которые продолжаются с разной степенью интенсивностью вплоть до 2019 года.  

Исторически связи с общественностью в современной России формировались как прикладная деятельность, и только в последние годы с появлением контакта с инвесторами и органами государственной власти возникла необходимость в связях с общественностью как стратегической деятельности. Наиболее востребуемые навыки PR -специалиста в 2019 году – это кризисные коммуникации (15%) и владение маркетинговыми технологиями (14%). Лидирующие направления по PR-бюджетам в России в 2019 году -  IT-сфера, ритейл и телевизионные коммуникации.

Российские связи с общественностью охватывают широкий спектр областей: маркетинг, коммуникационный аудит, копирайтинг, корпоративные коммуникации, связи со СМИ, отношения с государственными органами и др. Также развиваются связи с инвесторами, коммуникации в финансовой сфере, в брендинге территорий и т.д. Наиболее перспективное направление – это связи с общественностью в Интернете и формирование PR-репутации в сети. На сегодняшний день охарактеризовать состояние public relations в России можно как переходное. 

Общественность является совокупностью индивидов, которые проявляют себя в публичной сфере и разделяют общественные интересы. Из группы так называемой широкой общественности выделяется «целевая общественность», которая благодаря Интернету и мобильному доступу может состоять из одного человека. Если раньше активная аудитория являлась объектом управления, то сейчас она оказывается активным участником процесса коммуникации. 

С каждым годом Интернет становится все более значимой коммуникацией системы связей с общественностью, поэтому на первый план выходит прозрачность и открытость информационного пространства. В современном обществе саморазвитие индивида является важным условием экономического и социального развития, поэтому формат PR постоянно усложняется и совершенствуется. Значимой характеристикой активности аудитории становится степень ее вовлеченности, что приводит к возникновению блогеров, лидеров мнений следующей ступени, корпоративных инфлюенсеров, которые функционируют в социальных сетях благодаря чат-ботам и другим программам.   

В настоящее время PR-деятельность в российском обществе находится в стадии трансформации.  Необходимо не только увеличивать финансирование PR-сферы и развивать возможности взаимодействия с Интернетом, но и задействовать контроль и способы обратной связи. 



Горохов В. М.

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Шилина М. Г.

доктор филологических наук, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна РЭУ имени Г.В. Плеханова

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь