Деятельность российских коммуникационных агентств в условиях пандемии Covid-2019

Деятельность российских коммуникационных агентств в условиях пандемии Covid-2019

В статье описаны особенности работы коммуникационных агентств в России в условиях пандемии COVID-19. Из-за режима самоизоляции большинство сотрудников агентств перешли на дистанционный формат работы. Цель исследования в том, чтобы определить, насколько оперативно коммуникационные агентства готовы меняться в новых обстоятельствах, а также в выявлении последствий этих изменений. 

Авторы работы выдвинули гипотезу: в условиях режима самоизоляции коммуникационные агентства способны быстро трансформироваться и продолжать эффективно работать. Коммуникационные агентства, предоставляемые им услуги, а также изменения на соответствующем рынке авторы работы обозначили как объекты исследования. 
Главные методы достижения поставленной цели - это анкетирование и мониторинг веб-сайтов коммуникационных агентств. 

Исследователи в статье приводят определения и классификацию коммуникационных агентств, предложенные М.А. Буряк. Кроме того, авторы выделяют три типа агентств: агентство полного цикла, агентство неполного цикла и специализированное агентство. Критерием для отнесения организации к тому или иному типу является спектр предоставляемых услуг и уровень задач, которые агентство решает для клиента. 
Что касается услуг коммуникационных агентств, то исследователи выделяют услуги маркетинга, Public Relations и рекламные услуги. Однако выборочный мониторинг сайтов агентств выявил, что взаимосвязь между типом агентства и предлагаемыми ими услугами отсутствует. Например, любопытно, что собственно рекламные агентства не предоставляют абсолютно все рекламные услуги, а чаще всего специализируются на каких-то конкретных (наружная реклама, реклама на транспорте). 

С 28 апреля по 6 мая 2020 года авторы статьи провели анонимное анкетирование представителей 67 коммуникационных агентств в сервисе Google Forms. Агентства для исследования были выбраны из отраслевых рейтинговых списков. Больше половины опрошенных – представители агентств полного цикла и компаний, предоставляющих услуги production.

Выводы, к которым пришли авторы статьи на основе результатов анкетирования: 

1.Малый бизнес готов к удаленной работе. Если проблемы и возникают, то чаще всего со стороны заказчиков, чья деятельность происходит в офлайне.

2. Дополнительные расходы оказались незначительными, но есть сокращения штата.

Главная статья расходов - покупка лицензионного программного обеспечения для видеоконференций. Из состава штатных сотрудников были уволены те, чья работа оказалась невостребованной в режиме самоизоляции. 

3. Перемены в спектре предлагаемых услуг и потери проектов зависят от специализации агентства.Закономерно, что digital-агентства не изменили перечень услуг с приходом пандемии, зато event-компании пострадали сильнее остальных. Однако некоторые event-агентства смогли быстро сориентироваться и обучить своих сотрудников работе в новых условиях, что привело к сохранению целевой аудитории, у которой появились и новые запросы, и другие модели потребительского поведения.

4. Агентства позитивно оценивают дистанционную работу. 

5. Работа с новыми клиентами продолжается. Агентства полного цикла и digital, а также production, PR и маркетинговые по-прежнему участвуют в конкурсах, проводят деловые встречи с клиентами и готовят новые коммерческие предложения.

6. Услуги направления digital (вебинары, online-мероприятия, SMM-продвижение и проч.), разработка коммуникационных стратегий, а также PR (кризисные коммуникации, управление репутацией и медиа-аналитика) - самые актуальные услуги в ближайший год. 

Таким образом, коммуникационные агентства активно отреагировали на пандемию COVID-19  и связанную с ней необходимость дистанционной работы: сектор в целом сохранился и показал себя работоспособным, готовым к быстрой трансформации. Это подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что агентства способны оперативно трансформироваться и продолжать эффективно работать в условиях пандемии. Event- и рекламные агентства понесли большие потери из-за мирового экономического кризисеа, спровоцированном пандемией, а также из-за неопределенности дальнейшего ведения бизнеса в условиях ограничений. Уверенно себя чувствуют digital-агентства, чья активность в интернете только возросла. Запросы заказчиков коммуникационных услуг сместились в сторону digital, и очевидно, что эта тенденция сохранится. 

 



Муронец О.В.

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Серов И.В.

начальник отдела внутреннего PR компании TeleTrade

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь