Виртуальные фотовыставки в современном медиапространстве

С развитием цифровых технологий и интернета возник такой феномен как виртуальные фотовыставки. Так как это относительно новое явление, у него нет одного универсального названия. Такие экспозиции могут называться онлайн-, интернет-, электронными-, цифровыми фотовыставками, экспозициями, галереями. Так или иначе под всеми этими названиями подразумеваются экспозиции фотографий, существующих в виртуальном пространстве, доступ к котором могут получить любые пользователи сети интернет. Старший преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ромакина Мария Александровна в своей работе рассматривает особенности и способы классификации такого рода выставок, появившихся в 2010-х годах.

Для начала автор собирает информацию о уже существующих научных работах, посвященных теме статьи. Автор подмечает, что академических публикаций, посвященных цифровым фотовыставкам ей найти не удалось, поэтому в качестве базы исследования она использует работы, посвященные онлайн-выставкам в целом. Мария Александровна заметила, что научные работы на эту тематику можно разделить на три категории. Первая - определение статуса онлайн-выставок. Например, в одном исследовании отмечается, что если в экспозиции есть большое количество текстового контента, то ее зрители определяют как публикацию, а если преобладает визуальный контент, то как выставку. Вторая - формирование категориального аппарата, позволяющего характеризовать фотовыставки. Например, один из авторов предлагает анализировать цифровые выставки по трем категориям: дизайн, контент, степень соответствия. Третья -  разработка «рецептуры» создания фотовыставок.

Далее М.А. Ромакина делает сравнительный анализ традиционных аналоговых и цифровых фотовыставок. Основные оппозиции, характеризующие отличия между виртуальными и аналоговыми фотовыставками – это виртуальное против материального, открытое против регламентированного. В аналоговых фотовыставках помимо самих произведений искусства важны также расположение их в пространстве, материал, на котором показывается фотография, освещение и цветовое решение в зале. Всего этого цифровая фотовыставка лишена, так как фотография показывается в своем изначальном виде. Более того, то, как выглядит фотография, зависит от гаджета каждого человека. Помимо этого, поход на выставку, как правило, - это коллективное мероприятие, а цифровую экспозицию чаще всего просматривают в одиночку. Оппозиция открытое –регламентированное заключается в возможности доступа к экспозиции. Аналоговые фотовыставки регламентируют время, стоимость, место просмотра. В то время как к цифровым фотовыставкам, как правило, можно получить доступ бесплатно в любое время. Более того, цифровые фотовыставки позволяют создавать больше интерактивности, чем аналоговые.

Далее автор статьи проводит анализ цифровых фотовыставок, размещенных в 2010-х годах. Из 418 изученных автор выделила 12 цифровых фотовыставок, которые должны продемонстрировать максимальное разнообразие изучаемого вида объектов. Мария Александровна провела анализ по трем основным направлениям: структура, содержание, коммуникативные особенности. Структура характеризована через количество экспонируемых объектов, наличие дополнительных материалов, конструкцию фотовыставки, принцип организации материала и маршрут перемещения пользователя. Содержание цифровой фотовыставки анализировалось через её тематическую направленность и идейное поле. Наконец, коммуникативность определялась через степень интерактивности, языковую доступность, ресурс размещения экспозиции.

В результате исследования двенадцати избранных виртуальных фотовыставок были сделаны следующие выводы. Такое понятие как «цифровая фотовыставка» объединяет широкий спектр цифровых объектов, представляющих собой сложные мультимедийные медиатексты. Цели и инициаторы создания таких экспозиций могут различаться в зависимости от задумки автора. Исходя из анализа корпуса фотовыставок можно сделать вывод о содержательной, структурной и коммуникативной вариативности виртуальных экспозиций. Автор также отмечает, что особенностью цифровых фотовыставок является возможность для авторов и кураторов иначе выражать свои мысли и идеи за счет цифровых технологий, а зритель может стать соавтором, оставаясь при этом анонимным.



Ромакина М. А.

старший преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь