Ценностные ориентиры будущих российских журналистов (результаты опроса студентов)
Ценностные ориентиры будущих российских журналистов (результаты опроса студентов)
Ввиду глубоких цифровых трансформаций, затрагивающих медиасферу, возникает потребность в обновлении профильных дисциплин, прежде всего касающихся аксиологических, мировоззренческих, деонтологических установок. В статье представлены результаты опроса студентов, затронувшего эти морально-этические категории.
Говоря об актуальности исследования, авторы подчеркивают важность анализа того, «какова степень релевантности направлений и технологий преподавания профессиональных дисциплин с учетом рисков и вызовов, возникающих в условиях цифровой и геополитической трансформаций». Особенно чувствительны к этим переменам предметные направления, включающие в себя мировоззренческие компоненты, поскольку, в частности, они должны помогать будущим журналистам давать адекватные ответы на актуальные запросы аудитории.
Е. Л. Вартанова видит явные признаки кризиса современной журналистики в «ориентации на рынок, коммерции на фоне триумфального шествия цифровых медиа, новом господстве аудитории в ущерб профессионализму и этике журналистов». Последняя все чаще обнаруживается в фокусе внимания медиаисследователей ввиду ее тесной связи с «ценностями общества, с направлением его гуманистического развития, с нормами и традициями страны».
В последние годы на нормы профессиональной этики и рефлексию журналистов влияют экстремальные ситуации (эпидемии, социальные и природные кризисы), а также социальные и геополитические трансформации. В условиях изменяющейся медиасреды, подчеркивают авторы, преподавание по направлению «Журналистика» должно учитывать не только академические методы, но и актуальные изменения.
Говоря о ценностях аудитории массмедиа, авторы опираются на социологические исследования. Так, согласно опросу ВЦИОМ, локус контроля зависит от человека: большая часть опрошенных до 39 лет ориентируется на личные интересы, а старше 54 лет — на государственные. Результаты опросов студентов показывают, что для них важны учеба (45%), поиск работы (36%) и развитие самостоятельности (36%). Исследования также выявляют ценностные ориентиры журналистов — 71% считают знание этических норм обязательным, 66% — обязательным их соблюдение. Однако большинство проведенных ранее исследований, указывают авторы, касались опытных журналистов, что оставляет вопрос формирования ценностей у будущих профессионалов в современных условиях малоизученным.
При разработке методики исследования авторы учли, что опрашиваются студенты факультета журналистики, которые только начинают изучать курс профессиональной этики. Поэтому вопросы о профессионально-этических ценностях в число задаваемых включены не были. Анкетирование прошло анонимно в феврале 2023 г. с использованием электронных форм среди студентов второго курса бакалавриата факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (N=274). Социально-демографические характеристики респондентов: возраст от 16 до 21 года (23% – 18 лет; 74% – 19 лет; 15% – 20 лет; 2% – остальные группы); пол: женский – 85,8%, мужской – 14,2%.
Подводя итоги исследования, авторы отмечают, что, студенты не имеют четкого представления о самой категории «ценность». В своих определениях будущие журналисты используют синонимы «оценка, значимость, важность», давая чрезмерно обобщенные, абстрактные ответы. Конкретные варианты трактовали ценность как «личный приоритет и/или моральный выбор, ориентир». Другие ответы показали склонность к восприятию ценности как нематериальной категории (семья, любовь, свобода, дружба, честность).
Среди мотивов занятия журналистикой преобладали: реализация профессиональных возможностей, удовольствие от работы, стремление узнавать новое и расширять кругозор, возможность встречаться с интересными людьми. Реже отмечается стремление помогать другим людям, приносить пользу. Также в ответах регистрировалось признание отсутствия какой-либо мотивации или заметная склонность части респондентов к самокритичности и самоиронии.
В качестве стимулов для развития в профессии студенты отмечают (по частоте): потребность в честной и объективной оценке, удовольствие от работы, признание таланта и восхищение аудитории, наконец, деньги – только у каждого десятого. У большинства респондентов есть мечта: чаще – связанная с личной жизнью, реже – с профессиональными потребностями, эпизодически – с жизнью города или страны.
В финале статьи авторы констатируют, что результаты опроса позволили им уяснить особенности формирования ценностей у будущих журналистов. Далее планируется проведение корректирующих опросов, а также сравнительный анализ их результатов с данными по другим референтным группам (в том числе иностранных учащихся). Авторы также намерены сформулировать «ряд рекомендаций по модернизации некоторых практикоориентированных дисциплин по направлению «Журналистика», которые позволят сбалансировать ценностные ориентации будущих журналистов».
кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
кандидат филологических наук, научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории актуальных проблем журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
связь