Телевизионный формат как порождающая модель программы

В начале статьи Ирина Кемарская предлагает провести лингвистический анализ понятия “формат”. Здесь автор обращается к нескольким различным определениям теоретиков и практиков телевидения, а также лингвистов. Например, Татьяна Сурикова пишет о формате, как об абстрактном понятии, включающем в себя смысловые значения эталона, стандарта, формы, структуры, способа организации, а также ряд других смыслов, генерируемых контекстами. Уже здесь мы можем наблюдать, что понятие “формат” во многом трактуется слишком широко и размыто, поэтому неудивительно, что вокруг “формата” развернулась бурная дискуссия.

При этом часть медиа-исследователей перенесла эту дискуссию в плоскость соотношения понятий “жанра” и “формата”. Некоторые из них называют эти два понятия аспектами целостного производственного и вещательного телевизионного процесса, а также называют формат - конечной упаковкой телевизионного продукта. При этом интересно, что формат и на сегодня сочетает в себе и некие неписанные правила, понятные работникам телевидения на интуитивной основе. И выходит, что понятие “формат” нельзя подогнать под единственно установленные рамки. Каждое приведенное в статье Кемарской определение заслуживает свое право на существование, а также показывает еще одну грань этого многоликого понятия. 

Однако в итоге автор говорит об отсутствии систематического подхода к теоретическому обоснованию сущности формата, что, по ее мнению, также мешает и в практической среде телевизионщиков прийти к некому единому знаменателю, говоря о формате и его соотношении с жанром. Видно, что для автора важно донести мысль о необходимости выработать общие подходы к определению телевизионного формата. Однако при этом автор также обращает внимание на то, что развитие Интернета и Youtube в частности, как основного конкурента телевидения, уже сегодня приводит к тому, что разговоры о формате уходят на второй план, так как в Интернете рамки размываются еще сильнее и происходит еще большая дифференциация видео-продуктов.



Кемарская И. Н.

к.ф.н., ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии»

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь