Телевидение Армении: до и после перехода на цифровое вещание

10.07.2024

Телевидение Армении: до и после перехода на цифровое вещание

Автор статьи анализирует состояние телевизионного рынка Армении, учитывая содержание программ, рейтинги, активность провайдеров интернета и операторов кабельных сетей. Также в работе артикулируются проблемы и пути дальнейшего развития телевидения в регионах.

Два основных фактора влияют на траекторию движения современного армянского телевидения в будущее. Это прогресс цифровых технологий вместе с расширением сферы деятельности онлайн-журналистики. Вторым драйвером эволюции становится работа обновленного совета Национальной комиссии по телевидению и радио в республике Армения, регулирующего как саму сферу вещания, так и лицензирование каналов.

Для решения поставленных задач (установление хронологических этапов истории телевидения и описание статус-кво) автор использует методы количественного и качественного анализа с опорой на исследовательскую модель Е.Л. Вартановой (2011) и труды ученых факультета журналистики МГУ. Основой эмпирической базы выступают размещенные в интернете статистические данные государственных учреждений Армении, международных телеметрических компаний, публикации армянских экспертов и сетевые ресурсы кабельных операторов и онлайн-телеканалов.

Во второй части статьи – «Этапы развития современного армянского телевидения» – автор выделяют три периода: советский (1957–1991), время первых лет независимости Республики (1991–2002), современный (2002–наст. вр.). В целом история телевидения в Армении отражает основные вехи развития советского и мирового телевещания. Небезынтересна связь, которую обнаруживает автор между «бархатной революцией» 2018 г. и революцией цифровой. Результатом последней стало то, что «на современном этапе традиционное телевещание в информационном пространстве республики отошло на второй план».

В 2012 г. практически все армянские домохозяйства (96,9%) были оборудованы телевизорами. В сравнении с 1957 г., когда в стране было всего 250 телевизоров, это колоссальный рост. Однако, несмотря на стабильное улучшение количества и качества телевизоров, их популярность как информационных ресурсов в последние годы существенно сократилась. Активное распространение цифровых технологий, переход СМИ в онлайн и социальные сети значительно повлияли на медиапотребление жителей Армении. Анализ исследовательского центра «Регион» в 2019 г. подтверждает доминирование онлайн-СМИ в информационной повестке страны.

Сегодня армянское телевидение можно разделить на два уровня: первый – общенациональный (государственный мультиплекс с центральными и региональными каналами, вещающий в цифровом формате); второй – локальный (региональные каналы, не вошедшие в государственный мультиплекс, транслирующие сигнал через кабельных операторов и интернет). Регулятором в сфере цифрового телевещания выступает Национальная комиссия по телевидению и радио Республики Армения (НКТР РА) совместно с Ассоциацией кабельных телевещателей и Объединением армянских интернет-операторов.

Формулируя выводы, автор проводит параллели между мировым опытом перехода телевидения на цифровой формат (правовые, технические и финансовые проблемы) и теми преобразованиями, которые идут в армянском телевещании последние два десятилетия. Результатом этого стало «абсолютное доминирование интернет-СМИ и онлайн-вещания в информационном пространстве республики».

Технические и финансовые трудности, связанные с переходом на цифровой формат, сдерживали эволюцию телевещания Армении вплоть до 2021 г., когда этот переход «полностью завершился». При этом формальное расширение возможностей цифровой трансляции парадоксальным образом в разы уменьшило число каналов, выходящих в регионах. Немногим удалось объединиться, чтобы выжить, также негативную роль сыграли жестокие технические требования нового закона «Об аудиовизуальных медиа».

Еще одним губительным фактором стала растущая конкуренция между мобильными и интернет-операторами, которая значительно удешевила услуги связи. С сопутствующим доступом аудитории к интернет-телевещанию значительно расширилось предложение аудиовизуального контента мирового уровня. К тому же, отмечает автор, «не до конца понятен механизм присутствия в пакетах цифрового мультиплекса армянских каналов, особенно региональных». Противоречия в законе «Об аудиовизуальных медиа» между необходимостью включать в пакеты все каналы и строгими техническими требованиями, ограничивающими регионалов, остаются неразрешимыми. Как результат даже каналы, входящие в общественный мультиплекс, в полном объеме в пакетах кабельных провайдеров не присутствуют.

Источник.


Багиян Ж.Г.

кандидат филологических наук, заместитель исполнительного директора по учебной работе филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ереване, г. Ереван, Армения

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь