Тайна национального характера (о преподавании страноведения на факультете журналистики МГУ в 1971–2024 гг.)
Тайна национального характера (о преподавании страноведения на факультете журналистики МГУ в 1971–2024 гг.)
Статья рассматривает создание международного отделения на факультете журналистики МГУ, инициированного Я.Н. Засурским. Автор анализирует методологические подходы к преподаванию страноведения и подчеркивает значимость этого направления для подготовки журналистов, особенно в области международной журналистики, с целью улучшения их профессиональных навыков.
Создание международного отделения на факультете журналистики МГУ связано с долгосрочной инициативой Я.Н. Засурского, который стремился интегрировать страноведение в образовательный процесс. С 1955 года, когда он возглавил кафедру истории зарубежной литературы и печати, началась подготовка преподавателей иностранных языков, ориентированных на международные вопросы. В 1960-1971 гг. формировались группы студентов для углубленного изучения иностранных языков и страноведения, что способствовало развитию их профессиональных навыков и понимания специфики буржуазной журналистики.
С 1971 по 1975 гг. продолжалась работа по созданию групп студентов для сотрудничества с АПН и Гостелерадио, что включало введение новых предметов и привлечение практикующих журналистов. Важным этапом стало осознание необходимости новых подходов в обучении, что привело к формированию концепции «национального характера» как ключевого элемента в изучении этносов. В 1975 г. был осуществлен первый набор на международное отделение, что позволило структурировать теоретический материал и практическое осмысление самобытности изучаемых культур.
Важным аспектом преподавания страноведения стало совершенствование методологии, основанное на концепции изучения национального характера. В этом контексте значительную роль сыграли работы таких ученых, как В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и И.Р. Пригожин, которые предложили системный подход к пониманию взаимодействия живых организмов и окружающей среды. Их исследования подчеркивают, что каждый этнос, как живой организм, формируется под влиянием уникальных исторических и географических условий, что, в свою очередь, определяет его национальный характер.
В конце 1980-х гг. автор статьи попытался осознать прогресс в изучении национального характера и разработала трехуровневую модель, которая легла в основу ее учебного пособия «Национальный характер как результат творчества народа». Это пособие получило положительные отзывы на кафедре, что вдохновило автора на дальнейшую работу, в результате которой была написана монография «Тайна национального характера». В ней рассматриваются методологические подходы и принципы моделирования, позволяющие глубже понять уникальность каждого народа и его совокупности его национальных черт.
Методология и моделирование в изучении национального характера, продолжает Л.С. Кустова, основываются на системном подходе, который рассматривает народ как совокупную целостность, состоящую из различных элементов. Этот подход, развиваемый К.Л. фон Берталанфи, позволяет анализировать национальный характер через призму исторического и синергетического методов, выявляя его изменения и устойчивые черты на протяжении времени. Системно-синергетический подход акцентирует внимание на динамике и возможностях перехода между состояниями, что особенно актуально в кризисных ситуациях, когда система может либо адаптироваться, либо претерпеть коренные изменения.
Важным аспектом моделирования, подчеркивает автор, является использование вертикально-горизонтального инструментария, который помогает проследить эволюцию народа в исторической и географической перспективах. Модель национального характера включает в себя иерархические уровни, отражающие материальные, духовные и смешанные аспекты жизни народа. Взаимосвязь между этими уровнями и системообразующими факторами, такими как климат, культура и социальные структуры, формирует уникальные черты каждого народа, что подчеркивает антиномичность и полярность его характеристик. Таким образом, исследование национального характера требует учета как общих закономерностей, так и индивидуальных особенностей, что делает его сложным и многогранным процессом.
Переходя к Выводам, автор резюмирует: модель исследования национального характера служит важным инструментом для студентов, позволяя им освоить современные методологии и принципы моделирования. Это знание особенно актуально для будущих журналистов, включая международников, так как помогает избежать упрощения и искажения в понимании культурных и исторических процессов. Теоретические установки, предложенные выдающимися учеными, обеспечивают глубокий анализ, что способствует более полному восприятию индивидуального развития народов и их культурных особенностей.
Преподавание страноведения на международном отделении, инициированное Я.Н. Засурским, стало важным шагом в образовательном процессе. Несмотря на сложности с реализацией курса, учебно-методическое пособие по теории и практике изучения национального характера было издано, и страноведение было включено в учебный план. Студенты проявляют активный интерес к этому предмету, что подтверждается высоким уровнем записей на занятия и пожеланиями о расширении курса, что подчеркивает его значимость для их образования и профессионального роста, утверждает Л.С. Кустова.
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия)
связь