Специфика системы регулирования медиабизнеса в Российской Федерации

29.04.2025 Источник.

Специфика системы регулирования медиабизнеса в Российской Федерации

Статья анализирует текущую систему регулирования медиабизнеса в России, описывая эволюцию контролирующих органов, состав индустриальных организаций и важные законодательные акты. Автор отмечает, что отсутствие единой подведомственности и необходимость соблюдения различных правовых норм создают сложные юридические условия для российских медиапредприятий.

Исследования правовой базы медиасистемы и ее государственного регулирования в постсоветской России стали самостоятельным направлением, охватывающим законодательство о СМИ, журналистике, авторском праве и новые информационные платформы. Важные работы в этой области подчеркивают системный подход к исследованию, однако регулирование экономической стороны медиа остается отдельной темой с уникальными правовыми источниками и институтами. За три десятилетия в России сформировалась самостоятельная медиаотрасль, адаптированная к рыночным условиям, что привело к эволюции регуляторной рамки, которую автор анализирует в контексте крупнейших медиахолдингов.

Система органов исполнительной власти в России, контролирующих медиабизнес, претерпела значительные изменения с 1990-х гг. Начав с Министерства печати и информации в 1991 г., структура постепенно трансформировалась, включая создание различных комитетов и агентств, таких как Госкомпечать и ФСТР. В 2004 г. произошло объединение с Министерством культуры, что привело к созданию Министерства культуры и массовых коммуникаций. В 2008 г. медиасистема была отделена от культуры и объединена с Министерством информационных технологий, что привело к образованию Министерства связи и массовых коммуникаций, которое в 2018 г. стало Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Современное регулирование медиабизнеса в России охватывает множество ведомств, каждое из которых выполняет свои функции. Минцифры отвечает за стратегию и финансовую поддержку, Роскомнадзор — за регистрацию и лицензирование СМИ, а ФАС контролирует рекламный рынок. Медиапредприятия также подлежат надзору со стороны налоговых и статистических служб, а в случае необходимости могут быть проверены правоохранительными органами. Важно отметить, что все эти органы действуют автономно, что создает сложную и многоуровневую систему контроля, в которой медиабизнес сталкивается с множеством требований и регуляций.

В России на медиарынке действуют как государственные, так и некоммерческие организации, которые выполняют организационно-экономические функции и имеют полномочия по контролю за соблюдением норм медиапредприятиями. К ним относятся Российское авторское общество, Российская книжная палата и другие, которые устанавливают тарифы и принимают обязательные экземпляры произведений. Также существуют общественные организации, созданные участниками медиарынка для саморегулирования и лоббирования интересов отрасли, такие как Ассоциация коммуникационных агентств и Союз журналистов. Эти организации играют важную роль в формировании правил и стандартов в медиабизнесе.

Также автор отмечает, что в России существует обширная система нормативных правовых актов, регулирующих медиабизнес, которая делится на два основных блока: отраслевой и общего профиля. Отраслевой блок включает законы, касающиеся средств массовой информации, кинематографии, рекламы и защиты информации, в то время как блок общего профиля охватывает более широкий спектр законодательных актов, касающихся хозяйственной деятельности, таких как законы о компаниях, налогах и трудовых отношениях. В общей сложности насчитывается около 50 федеральных нормативных актов, регулирующих медиапредприятия, и правовая база постоянно обновляется новыми законами и поправками.

Переходя к Выводам, С. Смирнов пишет: регулирование медиабизнеса в России характеризуется сложной и разрозненной системой норм и институтов, что требует от участников отрасли внимательного соблюдения множества правил для избежания экономических санкций. С учетом ежегодного усложнения правового поля, качественное юридическое сопровождение, особенно для крупных компаний, становится критически важным, убежден автор.

http://mediaalmanah.ru/files/125/1394.php 


Смирнов С.С.

доктор филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия)

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь