Специфика освещения военного конфликта в мессенджере Telegram
Специфика освещения военного конфликта в мессенджере Telegram
Цель работы — проанализировать особенности освещения военного конфликта в социальных сетях на эмпирическом материале, взятом у двух российских военкоров, авторов телеграм-каналов WarGonzo и «Поддубный». Задачи — разобрать такие важные аспекты их деятельности, как: актуальность и уникальность контента, стремление к объективности и достоверности, создание доверительной атмосферы личной коммуникации с аудиторией.
В XXI веке, утверждает во Введении Е. Карабет, цифровизация медиасреды значительно изменила доступность информации, особенно в контексте социально-политических и военных процессов. Военная журналистика, включая работу корреспондентов в социальных сетях, таких как Telegram, стала ключевым инструментом для оперативного освещения конфликтов и формирования общественного мнения. Telegram предоставляет журналистам уникальные возможности для взаимодействия с аудиторией и распространения эксклюзивного контента, что способствовало росту популярности военных каналов. Статья анализирует профессиональную деятельность авторов каналов WarGonzo и «Поддубный», подчеркивая значимость их труда в современном информационном пространстве.
Телеграм-каналы военкоров стали важным инструментом для освещения военных конфликтов, особенно в условиях глобализации и медиатизации, что, согласно пониманию автора, позволяет мгновенно доносить информацию до широкой аудитории. С начала 2022 г. (на фоне политических изменений и блокировок популярных соцсетей), Telegram привлек новых пользователей и стал платформой для альтернативного освещения событий, где военкоры, обладая журналистским опытом, формируют собственную повестку, зачастую критикуя официальные источники. Влияние их позиций на общественное мнение подтверждается как растущей аудиторией, так и реакцией со стороны противников. Трансляция альтернативной точки зрения, полагает автор, подчеркивает стратегическую важность этих каналов в информационном противостоянии.
Далее Е. Карабет переходит к анализу собранных эмпирических данных. Так, телеграм-канал «Поддубный» представляет собой платформу, где журналист Евгений Поддубный освещает события на поле боя, акцентируя внимание на роли Запада и использовании оружия. Анализ публикаций за май-июнь 2024 г. показывает, что контент включает как фактические данные, так и эмоциональные отклики читателей, что позволяет аудитории публично выражать свои чувства через реакции в комментариях. Поддубный активно использует видео и фотографии для подкрепления своих рассказов, что, по автору, делает информацию более доступной и наглядной для аудитории.
Кроме того, продолжает Е. Карабет, ведущий канала демонстрирует открытость в коммуникации, призывая коллег к точности в освещении событий и делясь личными переживаниями, что создает доверительные отношения с читателями. Публикации варьируются от документальных материалов до историй с поля боя, подчеркивающих как сложности, так и способы их преодоления через, в частности, подъем боевого духа военных. В целом, «Поддубный» сочетает в себе информационную и идеологическую функции, предоставляя читателям как факты, так и эмоциональные комментарии о текущих событиях.
Второй объект исследования — канал WarGonzo, созданный журналистом Семеном Пеговым в 2017 г. и ставший популярным благодаря своему неформальному стилю и акценту на экстремальной журналистике в условиях военных конфликтов. Ведущий предлагает уникальный взгляд на события благодаря личным источникам и эмоциональному окрасу авторского стиля. Пегов, будучи неофициальным военкором, имеет возможность делиться частными мнениями, которые отличаются от позиций государственных СМИ, что делает его контент особенно интересным для анализа.
В публикациях канала преобладают текстовые посты (часто без визуального сопровождения) и аналитические материалы, которые затрагивают актуальные события и проблемы на фронте. Пегов и другие «самозанятые» авторы используют живой и разговорный стиль, что помогает установить доверительные отношения с аудиторией. Темы варьируются от критики армейского устройства до участия иностранных военных, что подчеркивает разнообразие контента и его значимость в контексте текущих военных реалий.
Результаты проведенных исследований Е. Карабет резюмирует в Выводах, утверждая: каналы WarGonzo и «Поддубный» предлагают разные подходы к освещению военных конфликтов, но оба стремятся к объективности и достоверности, фактологически обосновывая свои мнения. Оба канала акцентируют внимание на участии иностранных граждан в конфликтах и влиянии различных стран на события. Информация подается в неформальном стиле, создавая доверительную атмосферу и эффект личной коммуникации с аудиторией, что, по мнению ученой, является характерной чертой анализа военных событий в этих телеграм-каналах.
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия)
связь