Образы женщин в российских СМИ в аспекте аксиологии: концептуальные подходы и методологические решения

08.07.2024

Образы женщин в российских СМИ в аспекте аксиологии: концептуальные подходы и методологические решения

Авторы статьи предлагают оригинальную методику изучения двух журнальных жанров — портретного очерка и интервью. Ее применение позволит исследователям ответить на вопрос — «какие женские медиаобразы формируют сегодня позитивную модальность в отношении национального самосознания и культуры».

Исследование подобного рода, по мнению авторов, требует широкого спектра источников и методических подходов. Вместо фокусировки на одной группе изданий, как это принято в диссертациях, они изучили разные СМИ, обращенные к широкой аудитории, что дало возможность анализировать массовый дискурс. Несмотря на разнообразие СМИ, авторы отбирали только аналитические материалы (портретные интервью и очерки), это позволило соблюсти целостность и структурированность исследования. Все отобранные тексты были посвящены женщинам, достижениями которых заинтересовались СМИ, что обеспечило позитивную окрашенность эмпирического материала и позволило изучить нравственно-психологический климат современного общества.

Анализ проводился в двух направлениях — количественном и качественном. Количественный анализ фокусировался на «биографических» данных героинь, охватывая их социальные статусы: гражданский, деловой, семейно-бытовой. Качественный анализ был направлен на выявление привлекательных свойств женских медиаобразов. Для систематизации характеристик личности героинь авторы использовали концепции общей и социальной психологии, выделяя деловые, интеллектуальные, нравственно-психологические и волевые компоненты.

Качественный анализ женских медиаобразов проводился также в двух направлениях: прямые оценки (оценочная лексика) и косвенные оценки (описания, эпизоды, суждения). Авторы изучили «композиционно-смысловые узлы» в журналистских очерках и интервью, что позволило выявить основные ценности, транслируемые медиа в отношении женщин. Проведённый анализ охватывает широкий спектр СМИ, что позволяет учитывать различные стороны участия женщин в жизни общества.

Аксиологический дискурс, основанный на ценностях, является ключевым в современном мире, включая различные сферы жизни: политику, экономику, социальную сферу, культуру, науку, спорт. Ценности как таковые выступают источником разногласий между разными «мирами» и лежат в основе конфликтов, включая войны, которые велись и ведутся не только за ресурсы и/или территории, но и за экзистенциальные принципы. В современных политических заявлениях защита ценностей занимает важное место, подчеркивая их значимость для формирования международных отношений.

Отвечая на обострение аксиологической полемики в контекстах политики, дипломатии, экономических отношений, наши современники зачастую сосредотачиваются на межличностных, гендерных, семейных связях, «апеллируют к «истинности» тех или иных вековых устоев». В связи с этим в обществе возрастают требования, предъявляемые к женщинам. Отсюда, делают вывод авторы, изучение проблемы содержания ценностей, «воплощенных в женских медиаобразах, весьма актуально». Поэтому так важно его выверенное, «качественное, методологически и методически точное обоснование». Разнообразие статистических категорий — возраста, профессии и социального статуса героинь — обещает интересный и многогранный материал для анализа.

Какие возрастные, профессиональные, семейные, личностные характеристики, и, главное — какие нравственные ценности конституирует медиа образ нашей современницы? Авторы задаются этими вопросами, надеясь «получить знания о том, насколько интересен образ женщины журналистам, среди которых преобладают молодые люди с их рационалистическими установками пользы, успеха и пр.». И, самое важное, — «какое внимание уделено в отечественных СМИ метафизическим, в сущности, ценностям добра, морали, помощи, патриотизма, столь значимым в наше непростое время», конкретизируют свой исследовательский запрос авторы.

Источник


Фролова Т.И.

доктор филологических наук, профессор кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Агасиева Т.С.

аспирантка кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь