Образовательный потенциал телевидения в условиях пандемии: мировой опыт

25.07.2024

Образовательный потенциал телевидения в условиях пандемии: мировой опыт

Именно телевидение, но не интернет, сыграло главную роль в распространении знания среди учеников начальной и средней школы во время вынужденной самоизоляции и перехода на дистанционное образование, вызванных COVID-19. Аргументации этого тезиса посвящает свою статью автор.

С началом перехода от обычного обучения к дистанционному все очевиднее стал сказываться разрыв в техническом оснащении как отдельных регионов в разных государствах, так и целых развивающихся стран из-за их общего инфраструктурного отставания. Замена привычного школьного занятия на дистанционное «усугубило цифровое неравенство». Средством его преодоления выступило традиционное аналоговое телевидение, реализовавшее свое преимущество по сравнению с другими медиаканалами трансляции образовательного контента.

В начале 2020-х гг. школы по всему миру закрылись из-за пандемии COVID-19, что прервало обучение 1,5 млрд человек. Чтобы помочь детям из групп риска, ЮНЕСКО инициировала Глобальную коалицию по вопросам образования, призывая к расширению дистанционного обучения. Генеральный директор ЮНЕСКО Одре Азуле подчеркнула уникальность ситуации и важность партнерства для решения проблемы. Коалиция агитировала за инклюзивность и равенство в образовании, поддерживая как учащихся, так и учителей.

По всему миру 31% учеников среднеобразовательных учреждений не могли получить дистанционное обучение из-за отсутствия государственной поддержки и нехватки технических средств. Наибольшее число таких учащихся (49%) было зафиксировано в Восточной и Южной Африке, тогда как в Латинской Америке и Карибах этот показатель составляет 9%.

Опросы ЮНИСЕФ в Аргентине, Боливии, Панаме, Парагвае и Эквадоре показали, что существовал значительный дефицит доступности электронных устройств и доступа в интернет, особенно в бедных и сельских районах. По данным исследований, около 34% учащихся в возрасте от 5 до 16 лет в мире могли не иметь доступа к онлайн-обучению. В РФ около 22% детей и подростков до пандемии не имели полноценного выхода в сеть. В сельских районах эта проблема особенно остро стояла в отношении каждого третьего ученика.

Опрос российских учителей показал, что 58% учеников не имели необходимых технических средств, а 50% – выхода в интернет. Таким образом, подчеркивает автор, создание условий для доступа к онлайн-образованию является приоритетной задачей при обеспечении качественного образования для всех детей вне зависимости от их местоположения и социального статуса.

В это время ЮНЕСКО работало с правительствами для обеспечения непрерывного обучения и изучало доступность технологий, выявив неравномерное распределение ресурсов и отсутствие поддержки учителей. В этих условиях телеобучение стало одним из эффективных решений в борьбе с образовательным кризисом.

Как установил Д.В. Дунас (2022), телевидение играет роль агента первичной и вторичной самосоциализации «цифровой молодежи». Первичная социализация происходит, когда телевидение интегрируется в повседневную жизнь детей, даже без сознательного выбора, влияя на формирование их вкусов и взглядов. Вторичная социализация проявляется через фоновое телесмотрение, которое не требует активного участия и часто происходит во время выполнения домашних дел или приема пищи. Телевизор помогает молодым людям справляться с чувством одиночества, создавая комфортную атмосферу, особенно когда они остаются дома без родителей.

Исследование ЮНИСЕФ показывает, что телевидение является ведущим медиаресурсом для учащихся в условиях самоизоляции, особенно за исключением Восточной Европы и Африки. Переход к дистанционному обучению выявил значительные цифровые различия, особенно в странах с низким и средним доходом, где доступ к интернету составляет менее 50%. Многие государства используют образовательное телевидение как решение проблемы, особенно в условиях нехватки технических средств для онлайн-обучения.

История использования образовательного телевидения в таких странах восходит к 1950-м гг., а интерактивные уроки появились совсем недавно. Всемирный банк создал руководство и каталог примеров применения образовательного телевидения во время пандемии COVID-19.

Итак, подытоживает автор, передача школьных уроков посредством широковещательного телевидения в период чрезвычайной ситуации выступает эффективной альтернативой интернету и цифровым технологиям как средство обеспечения непрерывности процесса обучения. 

Проанализировав зарубежный и отечественный опыт, автор приходит к выводу: изученный им эмпирический материал позволяет утверждать, что главным преимуществом политики государства в сфере образования «является обеспечение полноценного обучения для всех учащихся вне зависимости от их материального положения и технических возможностей».

Источник


Кленин А.A.

аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, член Союза журналистов России, г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь