Медиасистема в контексте общественных процессов: переосмысление теоретической конструкции
Медиасистема в контексте общественных процессов: переосмысление теоретической конструкции
С течением времени (в XX веке – каждую четверть столетия, а в XXI – каждую декаду) ученые делают попытки концептуализировать трансформации информационного пространства, уловить суть и дать определение самому «текучему» термину – «медиа». Одним из ключевых его производных, требующим теоретический актуализации, является понятие «медиасистема». Изучению ее природы, структуры, границ и наполнения в условиях социальных перемен посвящена данная статья.
Наиболее заметный вклад в развитие концепции медиасистемы в начале XXI века внесла вышедший в 2004 г. монография Д. Халлина и П. Манчини “Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics”. Предложенные авторами методология и результаты исследований стали «поистине краеугольными для осмысления деятельности медиа в структуре национальных государств на рубеже XX– XXI вв.».
Монография Халлина и Манчини заложила основы для изучения медиасистемы как самостоятельной социально ориентированной концепции. Авторы подчеркнули тесную связь медиа с национальным государством, а также предложили набор ключевых переменных для анализа медиасистем в разных странах. Впоследствии, в своей второй книге (2012), они расширили этот инструментарий, включив в анализ фактор гибридизации медиасистем.
Особое внимание в своей методологии авторы уделяют роли журналистики. Она рассматривается ими не только как инструмент политической власти, но и как самостоятельная профессиональная среда, подверженная как внешним, так и внутренним влияниям. Ключевым элементом их модели является журналистская автономия и профессионализм, подчеркивающие важность национальных культурных и политических контекстов в формировании журналистских стандартов.
Работы Халлина и Манчини (2004, 2012) стимулировали активные исследования медиасистем. Помимо сравнительного анализа, исследователи стремились уточнить определение самого ключевого понятия. Так, Дж. Харди подчеркивал, что медиасистема включает все СМИ, действующие в рамках национального государства (Hardy, 2012). Т. Флю и С. Вайсборд отмечали, что концепция «медиасистемы» помогает планомерно и организовано изучать взаимодействие СМИ, политики и стратегии (Flew, Waisbord, 2015).
В настоящее время некоторые ученые критикуют концепцию медиасистемы, считая ее национальную ориентированность устаревшей в условиях глобализации. Однако, недавние события, такие как пандемия и геополитические изменения, подтверждают важность государственных границ и роль аппарата власти внутри отдельных стран как ключевого субъекта мировой политики. Следовательно, медиасистема как институт национального государства сохраняет свою значимость, несмотря на распространение глобализации.
Отечественные ученые трактуют понятие «медиасистема» как «комплекс структурных единиц, как сложившихся, устойчивых, так и формирующихся, трансформирующихся, выпускающих медиапродукты,распространяющих их в широком социальном масштабе и руководствующихся в своей деятельности законодательными, профессиональными и этическими нормами государства и, при наличии таковых, международных организаций» (Отечественные теории медиа, 2019). Как экономический субъект медиасистема нацелена на производство и дистрибуцию медиапродукта, способного соответствовать рыночным запросам как индивидуальных потребителей, так и общества в целом. Там же подчеркивается понимание потенциала медиасистемы как ее способности обеспечить целостность индустриальной структуры производства», поддержание «жизнеспособности общества, его национальной и культурной идентичности».
В завершение краткого обзора исследовательских методов трактовки понятия «медиасистема», Е.Л. Вартанова ссылается на утверждения коллег С. Бодруновой и А. Гладковой, объясняющих последствия цифровизации журналистики, отталкиваясь от монографии Халлина и Манчини. Наши соотечественницы подчеркивают необходимость рассматривать медиасистемы в современных условиях «как структуры в контексте». Возможно, предполагает Е.Л. Вартанова, что «именно актуальный контекст в дальнейших работах мы будем использовать как «точку роста» для уточнения понимания медиасистем».
Формулируя выводы, автор подчеркивает, что «текучесть» медиа как системы присуща ей от природы, поскольку изменчивость является отличительным качеством ее компонентов. Развитие медиасистем сегодня во многом определяется двумя ключевыми факторами – динамикой информационно-коммуникационных технологий и перманентными трансформациями социальной среды. Медиа, несмотря на всю широту и многозначность их толкования, продолжают выполнять функции важнейшего национального института, на котором зиждется социальная, политическая, экономическая, культурная идентичность как целого общества, так и отдельных индивидов.
Сам термин «медиасистема» по сути «отражает исторические и актуальные особенности развития страны/государства, представляя конкретные национальные типы или обобщенные для нескольких стран и/или регионов модели», заключает Е.Л. Вартанова.
академик РАО, профессор, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
связь