Медиаобразование в России и США: анализ исторического развития

Медиаобразование в России и США: анализ исторического развития 

 

Восприятие медиа в 21 веке значительно трансформировалось. Если раньше больше внимания уделялось потреблению контента и его восприятию, то сейчас аудитория стала ещё и производителем медиапроектов, — все это произошло благодаря появлению медиаобразования и развитию технологий. Основная цель медиаобразования - повысить культуру потребления у населения, помочь приобрести умение работать с ее источниками и сформировать базовые навыки ее производства.

Становление медиаобразования в России связано с появлением кинематографа и внедрением его в образовательный процесс. В 1920-ых у кинематографа можно выделить три функции: пропагандистскую (идеологическую), просветительскую, развивающую. В 20-ые же годы начинают выходить детские и молодежные СМИ, которые не только содержали политическую информацию, но и восполняли нехватку детской литературы. Пионеры и комсомольцы получили возможность публиковаться в этих изданиях. В период «хрущевской оттепели» деятельность медиапедагогов и творческих объединений учащихся перестала носить ярко выраженный идеологический характер. В это время в школах и других образовательных учреждениях активно открываются киноклубы, секции, кружки, которые выполняют ключевую роль в медиапросвещении советской молодежи. Усиливающийся идеологический контроль в период «застоя» дал возможность развиваться эстетически ориентированному медиаобразованию, однако в 80-ые годы можно было наблюдать изменение советского медиаобразования и концентрацию внимания на воспитании разносторонних личностей. В начале 00-ых на факультете журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова приступила к работе по созданию и внедрению российской программы медиаобразования – основной задачей было расширение информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения. 

В американской же педагогике обсуждения использования медийной продукции в образовательной деятельности, например, кинематограф, появляется в 1960-ых годах, до этого влияние СМИ игнорировалось. Некоторыми педагогами предпринимались попытки проведения занятий в области медиаграмотности, однако они не носили массовый характер. С 1958 г. начинает работу программа «Газета в классе» Американской газетной ассоциации. Исследователи Техасского университета считали, что медиа загрязняют аудиторию и оказывают негативное влияние на человека. Стоит отметить, что преподаватели поспешили дискредитировать контент СМИ, они оценивали его цинично, чтобы показать отсутствие ценности в медиасообщениях. С 1980 гг. медиаобразование вступило в переходный период, когда преподаватели начали понимать, что и СМИ, и их аудитория являются производителями смыслов. Медиа стали частью повседневной жизни, было важно подвести потребителей медиаконтента к критическому осмыслению медиасообщений. Ученые и педагоги в сфере медиаобразования активно вовлекались в продвижение медиаграмотности по всему миру. В 1997 году лидерами американского движения медиаграмотности создается Партнерство по медиаобразованию (в будущем Альянса в Национальную ассоциацию обучения медиаграмотности), а уже в начале 2000-ых учебные программы включили в себя элементы медиаобразования. Исследователи определяли США как страну третьего мира в области медиаобразования (важным событием стали выборы президента в 2016 году) они отмечают, что системе «нужна оперативная стратегия борьбы с “правительством лжи” и его ролью в глобальном обществе. «Вместо того, чтобы говорить правду власти, Трамп демонстрирует силу лжи». Ассоциация колледжей и исследовательских библиотек и другие академические и популярные медиа начали публиковать разнообразные материалы об информационной грамотности и руководства по выявлению фальшивых новостей. Существует достаточно доказательств того, что информационной и медиаграмотности не хватает даже среди высокообразованной аудитории. Развитие медиаобразования в США наглядно демонстрирует связь медиаобразования с актуальными общественными процессами, медиаобразование является важным элементом гражданского воспитания в демократических странах. 

Процесс развития медиаграмотности в России и США проходил по-разному, история данного процесса показывает, что политические события могут быть как фактором развития,например, в США в 2016 году, так и отставания – в России 1935-55 гг. Можно предположить, что именно политический фактор станет решающим в развитии российского медиаобразования. 
Формированию мадиаграмотности в системе двух стран может помочь: понимание со стороны государства и общества значимости медиаобразования, создание эффективных институтов продвижения медиаобразования, однородность общества в крупных странах с федеративным устройством.  В России: усиление роли Ассоциации специалистов медиаобразования в популяризации идеи массового медиа-образования, разработка и реализация информационно-медийной кампании по разъяснению важности медиаобразования, разработка медиаобразовательных программдля средних общеобразовательных учреждений и их апробация в школах одного из субъектов Российской Федерации. 

Анализ исторического развития медиаобразования России и США показывает, что технический прогресс в области средств коммуникации является вызовом для медиаобразовательной системы. Изменение технологий влияет не только на медиасреду, но и на сложившиеся формы обучения. В последнее время наблюдается появление новых телеканалов, печатных и интернет СМИ. Издания, выступая в качестве фильтра, отбирают, объединяют и интерпретируют информацию, выполняют образовательные функции, становятся «параллельной школой» для молодого поколения. Изменения медиасреды трансформируют способы потребления контента и использования различных медиа. Процесс потребления медиа становится все более персонализированным. Существенные трансформации в медиапотреблении создают новые трудности не только для исследователей медиа, но и для создателей медиаконтента, работников образования и общества в целом. Так, можно предположить, что более персонализированный процесс медиапотребления приведет к более персонализированному образованию.

 

   


Мезенцев Г.В.

директор Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном доме журналиста, член Союза журналистов России

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь