Манипулятивные приемы телевизионного новостного дискурса
Манипулятивные приемы телевизионного новостного дискурса
Автор статьи изучает особенности речевых приемов, с помощью которых британские и американские телеведущие рассказывают своей аудитории по возможностях применения оружия массового поражения в ходе СВО.
Информационная безопасность и ее обеспечение в контексте глобальной конфронтации продолжают оставаться одной из наиболее важных проблем. И в мирное, и, в особенности, в военное время психологическое воздействие становится неотъемлемой составляющей политического противостояния. Особенно велика роль СМИ в информационной войне в условиях актуализировавшегося боевого столкновения. Цель, которую ставит перед собой автор статьи, формулируется как «изучение манипулятивных технологий новостного дискурса ведущих британских и американских телеканалов в период СВО на Украине (2022 г.)».
Начальное ознакомление с содержанием иностранных телеканалов дало возможность автору выявить темы, при обращении к которым отмечалось заметное применение различных приемов речевого воздействия. В частности, к таким темам относились новости, затрагивающие вопросы использования ядерного и химического оружия. Соответственно, автором был выбран кейс «угрозы применения оружия массового поражения и связанных с ним манипулятивных технологий». Хронологические рамки исследования – февраль-ноябрь 2022 г. В качестве источников новостных сюжетов автор избрал два телеканала, принимавших активное участие освещении событий на Украине в 2022 г., – британский Би-Би-Си и американский Эй-Би-Си. Таким образом, методом сплошной выборки были определены 23 новостных сюжета означенных каналов за февраль-ноябрь 2022 г.
Первый из рассмотренных сюжетов акцентирует внимание на комментариях российских оппозиционеров, что создает впечатление отсутствия поддержки властей среди населения. Используются манипулятивные приемы, такие как представление частного мнения как общего. Журналист исключает некоторые высказывания из текста, оставляя их в виде синхронов, что якобы формирует определенное общественное мнение, при соблюдении журналистской этики. Западные СМИ часто прибегают к этой практике, размещая эмоциональные комментарии, как, например, заявления В. Зеленского во время освещения СВО.
Когда речь заходит об оружии массового поражения, применяется манипулятивный прием «сокрытие существенной информации». Так, в сюжете Би-Би-Си указывается на «неспровоцированную эскалацию», но не упоминаются агрессивные высказывания западных лидеров, что формирует образ «опасной России». Также используется «драматизация» ситуации для создания ощущения страха у зрителей. В конце сюжета журналист объявляет о планах России взять Киев в осаду, применяя приемы «ложной увязки» и «апелляции к эмоциям».
Резюмируя результаты, автор указывает, что методология контент-анализа позволила выявить соотношение различных манипулятивных приемов, применяемых западными телеканалами при освещении темы угрозы использования ОМП. Наиболее часто встречающимся приемом речевого воздействия, стало использование эмоционально окрашенной лексики с негативной семантикой в отношении России и российского Президента. Этот манипулятивный прием был выявлен в 87% рассматриваемых новостных материалов.
Также широко применяются тактика обвинений (82%) и тактика угроз (52%). Следует отметить, что тактика угроз присутствует практически во всех материалах, вышедших в эфир осенью 2022 г. Анализ также показал частое использование ироничных метафор (43%) и манипулятивного приема «ложная увязка» (34%). Кроме того, выявлено эпизодическое (до 20%) применение других приемов: полной дезинформации, манипуляции на уровне структуры сюжета, переноса ответственности и др.
На основе исследованного материала автор формулирует пять выводов. Во-первых, цель упоминания западными СМИ применения оружия массового поражения – «оказать имплицитное воздействие на аудиторию». Она достигалась путем использования небольшого количества фактической информации при значительном объеме оценочных суждений.
Во-вторых, автору удалось выявить перечень манипулятивных техник, применяемых СМИ Великобритании и США. Сюда вошли «эмоционально окрашенная лексика негативный семантики, ироничный метафоры и т.п.». Также для манипуляции применялись «тематическое и композиционное структурирование новостных материалов».
В-третьих, автор определяет цели этих манипуляций – дискредитация Президента РФ и создание у западного зрителя образа врага в лице россиян. В-четвертых, автору удалось выявить градуированный переход американских телевизионных каналов от производства новостных сюжетов к работе над композиционной структурой теленовостей второго типа – пропагандистского, позволяющего интенсивно использовать приемы речевого воздействия.
Все вышеописанное позволило автору сделать пятый вывод, в соответствии с которым «активное применение манипулятивных технологий в работе западных СМИ позволяет говорить о существенном смещении информационного акцента на идеологический».
старший преподаватель кафедры журналистики ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет», г. Донецк, Россия
связь