Концепты «культура» и «творчество» в медиадискурсе 2020–2023 гг

11.07.2024

Концепты «культура» и «творчество» в медиадискурсе 2020–2023 гг

Как интерпретируется понятие «концепт» с позиции когнитивной лингвистики и культурологии? Как внутри Национального корпуса русского языка и ресурса «Подбор слов» («Яндекс») соотносятся концепты «культура» и «творчество»?

По мнению автора, наиболее детальным рассмотрением понятия «концепт» занимается современные лингвокультурология и когнитивная лингвистика. Сам термин был введен в активный оборот основоположниками средневекового концептуализма Т. Гоббсом, П. Абеляром, У. Оккамом. Таким образом, выводит автор, «концепты – это универсалии, при помощи которых происходит обобщение главных свойств предметов, явлений для формирования единой общечеловеческой точки зрения на тот или иной предмет».

Для когнитивистики, изучающей «процесс отражения созданием человека окружающей действительности и преобразования этой информации в сознании» (Попова, 2004), концепт представляется «глобальной единицей мыслительной деятельности» (Попова, Стернин, 2007), с помощью которой автор выстраивает целостную картину современного ему мира. Ученый-лингвист, профессор В.И. Карасик определяет концепты как «ментальные образования, которые представляют собой хранящиеся в памяти человека значимые осознаваемые типизируемые фрагменты опыта», то есть «концепт – это квант переживаемого знания» (Карасик, 2004).

Другим плодотворным полем осмысления концепта как такового выступает пространство лингвокультурологической научной мысли. В нем, «концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека, и <…> то, посредством чего сам человек. <…> входит в культуру, а, в некоторых случаях и влияет на нее» (Степанов, 2004). В качестве рабочей дефиниции автор принимает версию С.Г. Воркачева, по которой «концепт – единица коллективного знания/сознания (отправляющая к внешним духовным ценностям), имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой» (Воркачев, 2001).

В рамках исследования семантического поля «культура» был изучен и концепт «творчество». Анализ данных Национального корпуса русского языка (НКРЯ) показал существенное снижение употребления лексемы «творчество» в 2021 г. по сравнению с 2020 г. В основном подкорпусе НКРЯ (374 243 293 слова) «творчество» употреблялось в 2020 г. 187 769 раз, а в 2021 г. - 73 524 раз (соотношение 10:4).

В газетном подкорпусе НКРЯ (765 546 444 слова) наблюдается еще более резкое падение. В центральных СМИ «творчество» употреблялось 35 514 363 раз в 2020 г. и 73 524 раза в 2021 г. (соотношение 215:26). В региональных СМИ лексема «творчество» в 2020 г. встречалась 446 970 раз. 

Эти данные свидетельствуют о заметном снижении интереса к теме «творчества» в медиадискурсе. Вероятно, это связано с контекстом пандемии, когда занятия творчеством стали одним из способов полноценного существования в условиях самоизоляции. Несмотря на снижение частотности, по данным сервиса «Яндекс. Подбор слов», интерес к концепту «творчество» по-прежнему высок.

Переходя к выводам, автор отмечает, что понятие «концепт» в контексте когнитивного подхода интерпретируется в качестве «строительной единицы для создания национальный и универсальной, общемировой картины мира». Ее составляющие, представленные в медиасфере 2020–2023 гг., были рассмотрены автором с помощью инструментов корпусного анализа НКРЯ и «Яндекс. Подбор слов». 

В результате удалось выяснить, что репрезентации концепта «культура» в СМИ и рекламе «употребляются прежде всего для обозначения ценностного отношение к миру». Акцентируется единство общечеловеческой и национальной культуры, как важной составляющей глобального культурного процесса. Также автором отмечается инструментальная функция культуры, способствующая совершенствованию процессов самопознания и самообразования личности, определению и следованию пути эволюции собственного «я» в будущем.

В аналогичном дуальном контексте предстает и концепт «творчество». Это и фундамент нашего бытия, qui pro non прекращается сама жизнь. Это, с другой стороны, и созидательный процесс творчества, в своих проявлениях всевозможного и самого разнообразного. Такая двойственность отражается в медиасфере посредством ряда синтаксических репрезентации.

Устойчивые результаты запроса «культура и творчество – это жизнь» позволяет автору сделать вывод, что и творчество, и культура – это основные аксиологические концепты, способствующие единению народов, которые «помогают сберечь в себе человека» в непростой период испытаний 2020–2023 гг. «Творчество реализует стремление к свободе, заложенное в сознании каждого человека, а культура становится полем творческой деятельности и, главное, несет в себе объединительную силу для народа и личности в ее универсальном понимании», заключает автор.

Источник.


Александрова И.Б.

кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь