Конструктивная журналистика: зарубежные теоретические концепции и практические решения

Сам термин появился в первой половине ХХ века. Первые концепции относят к 1948 году и связывают с работой «разгребателей грязи» — журналистов, специализирующихся на разоблачениях. В XXI веке конструктивную журналистику начали активно изучать в Дании. В 2008 году медиаисследователь и руководитель Danish Broadcasting Corporation У. Хаагеруп опубликовал статью с рассуждениями о негативном влиянии в СМИ «плохих новостей». Он утверждал, что каждая плохая история должна сопровождаться или позитивными материалами, или предлагать решение проблемы. По мнению Хаагерупа, в СМИ рассказывается только о конфликтных ситуациях, и мало упоминаются «хорошие новости». Медиаисследователь привел пример: журналист из его редакции обнаружил, что в одном из муниципалитетов Дании безработица равна нулю. Стали проверять данные и выяснили, что иммиграционный консультант в этом городе помогла устроить каждого безработного. Журналист хотел опубликовать материал об этом событии, но история не заинтересовала редакторов «из-за отсутствия конфликта». 
 
Другой датский исследователь К. Гилденстед сформулировала первое определение конструктивного направления — «это подход, в рамках которого журналисты стремятся позитивно влиять на общество через материалы, не столько выявляя проблемы, сколько предлагая пути их решения». После публикации ее работы в 2015 году ученые из разных стран пришли к выводу, что конструктивная журналистика отчасти реализует методики позитивной психологии. Это утверждение оказало огромное влияние на развитие концепции. Была сформулирована цель материалов конструктивной журналистики — воодушевление аудитории и ориентация на ее будущее. Это противопоставляет ее традиционной журналистике, рассказывающей о конфликтных ситуациях и вместе с тем, представляющей искаженную картину мира. Соответственно, любой материал конструктивной журналистики нужно рассматривать в качестве долгосрочной перспективы влияния его на аудиторию.

Конструктивную журналистику по сей день активно развивают в Скандинавии: в Швеции, Дании и Норвегии. Благодаря эффективной экономике этих стран, многие граждане имеют высокий уровень благосостояния. Соответственно, жители больше интересуются общественными проблемами, имеют достаточно активную жизненную и гражданскую позицию. У. Хаагеруп вместе со своей командой сделал первую попытку трансляции конструктивных новостных программ. Во-первых, были введены публичные дискуссии между лидерами политических партий и журналистами. Во-вторых, были сделаны попытки решения некоторых общественных конфликтов с помощью международного офиса в Женеве. Примеру датского телевидения последовали BBC и другие крупные мировые вещатели. 

Конструктивная журналистика — не единственная концепция, рассматривающая способы выхода СМИ из кризиса. Если сравнивать ее с другими направлениями, то это будут сервисная журналистика, журналистика решений и позитивная журналистика. По содержанию конструктивная журналистика наиболее близка к «мягким новостям», а именно к сервисной журналистике. Общим для них является акцент на отношения между журналистами и аудиторией. Ранее конструктивной журналистике предшествовала журналистика решений, возникшая чуть раньше в США. Также ее можно сравнивать с позитивной журналистикой, хотя адепты этого направления против. Конструктивную журналистику не следует понимать, как только хорошие новости.  Негативные ситуации и явления, должны быть освещены, но с конкретным предложением решения. 

У направления находятся критики. Первое основание — это проблема конкретного определения конструктивной журналистики. Что именно следует считать конструктивным, и насколько подобные практики могут быть эффективными, — эти вопросы остаются открытыми. Среди исследователей до сих пор нет согласия: конструктивная журналистика — это самостоятельная концепция или разновидность одного из уже существующих определений. Во-вторых, экономический аспект журналистики мешает развитию этого направления. В условиях рынка любое СМИ должно получать прибыль от рекламы. Конструктивная журналистика не признает «плохие» новости, которые зачастую бывают очень рейтинговыми. А рейтинг и доля привлекают рекламодателей. И, наконец, в-третьих, конструктивная журналистика почти не отличается от традиционной, основанной на этических ценностях и идее общественной значимости работы СМИ.

Вывод: постепенная утрата авторитета профессиональной журналистики ставит под сомнение существующие традиции; необходимы новые позитивные подходы для решения общественных проблем. Конструктивная журналистика отвечает запросу изменить социальную роль репортера и СМИ. Сейчас попытки выделить это направление в качестве самостоятельной концепции кажутся не совсем убедительными. Однако общество нуждается в разработке журналистских практик, которые помогут не только сообщить о проблеме, но и решить ее.



Конкина (Филиппова) К. М.

аспирантка кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь