Хэштег-активизм: как молодежь протестует в соцсетях

Хэштег-активизм: как молодежь протестует в соцсетях

Если раньше молодежь считалась весьма аполитичной группой населения, то сейчас большинство исследований доказывает обратно. Во многом это связано с появлением соцсетей, где существует большее количество инструментов выражения гражданской позиции, а сами пользователи чувствуют себя защищеннее и легче могут находить единомышленников. Один из способ обрести «соратников», разделяющих твою позицию – пользоваться хэштегами. Исследователи Анна Гуреева, Элина Самородова и Полина Бакалюк проанализировали их использование людьми от 14 до 35 лет в своей статье «Феномен хештег-активизма современной молодежи».

Авторы статьи поставили перед собой цель – определить как на политическую повестку влияют хэштеги в соцсетях, кто и зачем их вообще используют, а также выходит ли позиция в интернете за пределы цифрового пространства. Для этого они использовали ранние исследования по схожим темам, опросили молодежь, изучили сами хэштеги и даже вывели их классификацию. 

Инструмент «хэштег» (от англ. hash – символ # + tag – метка) был предложен бывшим сотрудником Google Крисом Мессиной. В 2009 году инициативу поддержал Twitter, а в 2010 году особую популярность этой метке подарил Instagram. Именно широкое употребления ключевых слов для продвижения определенных тем и создания общественного диалога по важным вопросам привело к возникновению феномена хештег-активизма.

В рамках использование хэштегов в социальной и политической повестках выделают три вида. Первый из них ­– глобальный хештег-активизм. Он подразумевает обсуждение таких всемирно важных вопросов, как, например, пандемия (#CoronaVirus) или проблему глобального потепления (#ProtectOurWinters). Следубщий вид хэштегов – политический активизм, затрагивающий конкретные политические и национальные вопросы. В эту категорию попадает Арабская весна (#ArabSpring), протесты в Гонконге (#UmbrellaRevolution) или же выход Великобритании из Европейского союза (#PutItToThePeople). Последний вид хэштег-активизма называется «антидискриминационный». Он поднимает социально важные вопросы такие, как недопустимость расизма (#BlackLivesMatter, #TakeAKneу), гендерного неравенства (#WomensMarch) или, например, домашнего насилия (#MeToo). 

В России за последние несколько лет несколько событий попали в фокус внимания хэштег-активистов. Среди них строительство храма в Екатеринбурге на месте сквера, дело Ивана Голунова, недопуск независимых кандидатов на выборы, дело Сергея Фургала, закон о домашнем насилии и другие. Многие хэштеги из цифрового пространства перешли и на плакаты реальных протестующих на митингах. Думаю, многие вспомнят и «Я/Мы Иван Голунов», «Свободу политзаключенным» и «Я не хотела умирать» – все эти фразы изначально были просто хэштегами, благодаря которым события получали широкой резонанс, а люди могли объединяться в сообщества. 

Интересным является сравнение статистики по соотношению количества хештегов в социальных сетях и участников реальных протестов. По данным исследователей статьи, число публикаций в соцсетях гораздо выше числа участников реальных протестах. Пользователи, особенно молодежь, воспринимает интернет гораздо более безопасным пространством и не всего готовы переносить свою «цифровую» политическую позиции в реальный мир, где есть законы о митингах, полицейский произвол и опасность санкций по отношению к тебе. 

Итогами исследования Анной Гуреевой, Элины Самородовой и Полины Бакалюк стали три вывода. Во-первых, хештег, как маркер определенной тематики, часто переходит в настоящий лозунг для выражения мнения обещства. Во-вторых, количество участников флешмобов в социальных сетях значительно превышает количество участников реальных протестов. И последнее: политические публикации с соответствующими хэштегами иногда используют не для выражения своего мнения, а просто из-за желания соответствовать модным трендам, «быть в теме» и поддержать сверстников.




Гуреева А.Н.

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Самородова Э.В.

научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Бакалюк П.А.

магистрантка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь