К вопросу о формировании единого информационного пространства Союзного государства

22.07.2024

К вопросу о формировании единого информационного пространства Союзного государства

Автор отмечает ключевое  значение формирования общего медиапространства России и Беларуси в целях обеспечения информационно-психологической безопасности населения Союзного государства. В частности, с целью оказания адекватного и своевременного противодействия акторам, действующим на национальных медиарынках в интересах недружественных стран и предпринимающим усилия по дестабилизации общественно-политической обстановки в государствах объединения.

Развитие национальных медиасистем РФ и РБна протяжении 30 лет шло независимо друг от друга, поэтому, полагает автор, «решение задач формирования единого информационного пространства потребует немалых ресурсов и времени». При этом в ходе исследования был выявлен ряд общих признаков сходства национальных законодательств в сфере СМИ, а также «высокие позиции русскоязычных медиа в национальных рейтингах». Эти обстоятельства позволяют сделать вывод, что база для формирования единого медиапространства уже существует. В частности, отмечается, что уже по состоянию на середину 2020 года  в «Плане мероприятий по созданию общего информационного пространства СГ на 2021-2025 гг.» уделялось особое внимание  возможности учреждения медиахолдинга наднационального образования.

Намечая возможные пути гармонизации национальных законодательств особое внимание автор обращает на регулирующее деятельность медиа законодательство РБ, актуализированное в условиях медиатизированного кризиса 2020 года. В частности, речь идет о мониторинге сетевых СМИ на предмет контроля за распространением экстремистских и иных противоправных материалов, а также запрет публикации опросов общественного мнения в отсутствие государственной аккредитации и удаление гиперссылок на сайты с запрещенной информацией. Учет этих инноваций в сфере правового регулирования республики Беларусь будет полезным при проработке регламентов функционирования единого информационного пространства СГ, полагает автор.

Также О. Ю. Вихрова отмечает, что тематика Союзного государства недостаточно освещается в СМИ: лишь узкий круг журналистов специализируется на этой теме. Часто интеграционные процессы воспринимаются как сложные, хотя в действительности, утверждает автор, это не так. Успешный опыт факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова в преподавании дисциплин, связанных с информационным сопровождением интеграционных процессов на евразийском пространстве показывает, что интерес к этой теме у студентов высок. Для популяризации интеграционной тематики среди населения необходимо прежде всего проводить тематические образовательные мероприятия для журналистов.

Опыт ЕС показывает, что инвестирование в образование журналистов по вопросам интеграции является эффективным инструментом. Так, Еврокомиссия организует обучающие мероприятия и выделяет значительные средства на поддержку медиа и киноиндустрии. В контексте Союзного государства, где пока отсутствует единое законодательство о СМИ, информационная политика может строиться на основе совместных проектов, объединяющих разные заинтересованные стороны для достижения конкретных целей.

Переходя к выводам, О.Ю. Вихрова отмечает, что «информационная политика Союзного государства может «формироваться функционально взаимосвязанными субъектами и институтами <…>, формально сохраняющими свою независимость». При этом проекты могут покрывать географические площади разных масштабов и разных функциональных сегментов медиасферы. Примерами таких проектов могут служить «проведение информационных кампаний на территории Союзного государства, правовое регулирование цифровых медиа, лицензирование СМИ и т.д.».

Объединение усилий журналистов, исследователей медиа и экспертов в рамках различных проектов, посвященных интеграции Союзного государства, поможет решить ряд важных задач: расширить национальные медиаповестки тематическими материалами; обеспечить аудиторию национальных СМИ достоверными и ясными сведениями по интеграции; способствовать консолидации положительного имиджа Союзного государства; сохранять единое языковое пространство; продвинуть «интеграционное мышление» среди населения; сберечь традиционные ценности в противостоянии с попытками вестернизации населения Союзного государства.

Источник.


Вихрова O.Ю.

кандидат филологических наук, доцент, координатор образовательных и научно- исследовательских программ со странами ЕАЭС кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь