К осознанному медиапотреблению: о роли родителей в формировании медиакультуры детей

25.04.2025

К осознанному медиапотреблению: о роли родителей в формировании медиакультуры детей

В современном цифровом мире социальные сети играют важную роль в жизни молодежи, предоставляя новые возможности для общения и обучения, но также создавая риски, такие как кибербуллинг и зависимость. «Цифровые дети» особенно уязвимы к этим угрозам, что подчеркивает необходимость разработки стратегий безопасного использования соцсетей в семейной среде. Авторы утверждают: родители, будучи главными агентами социализации, должны демонстрировать здоровое отношение к медиа, чтобы стать эффективными наставниками для своих детей и помочь им развивать цифровую грамотность — важный аспект их личного и социального развития.

Исследования показывают, что 45% родителей и детей считают друг друга зависимыми от гаджетов, что указывает на обоюдную актуальность этой проблемы. Теория социального научения объясняет, что дети копируют поведение взрослых: постоянное использование технологий родителями формирует у детей восприятие этого как нормы. Это создает порочный круг, где обе стороны становятся менее внимательными друг к другу.

Эмпирические данные подтверждают, что осознанное медиапотребление и сбалансированное использование технологий необходимы для гармоничного развития детей. Традиционные ценности и социальные взаимодействия играют важную роль в формировании личности, однако негативное влияние медиа может искажать восприятие реальности. Качество социальной среды, в которой растет ребенок, подчеркивают авторы, критически важно для его психического и эмоционального благополучия, а деструктивные воздействия на любом уровне могут затруднить его социализацию.

Современная цифровая среда открывает множество возможностей, но также несет серьезные угрозы, особенно для детей и подростков. Основные риски включают дезинформацию, радикализацию, нарушение конфиденциальности, кибербуллинг и проблемы с психическим здоровьем. Эти угрозы могут привести к негативным последствиям, таким как депрессия, тревожность и даже суицидальные мысли. Авторы настаивают: для борьбы с этими рисками важно развивать медиаграмотность, критически оценивать информацию и использовать надежные методы защиты данных.

Кроме того, развивают тезис авторы, алгоритмы социальных сетей создают эффекты эхо-камер, что может привести к поляризации мнений и ухудшению восприятия реальности. Кибербуллинг и цифровая зависимость также требуют внимания, так как они могут серьезно повлиять на социальные взаимодействия и общее благополучие. Образовательные программы и родительский контроль играют ключевую роль как в защите молодежи от этих угроз, так и в формировании осмысленного использования цифровых технологий.

Ответ авторов на эти вызовы — осознанное медиапотребление (ОМ) — это подход, который включает критическое и ответственное взаимодействие с медиа, что помогает минимизировать риски и угрозы, связанные с цифровой средой. Для гармоничного развития детей важно формировать принципы ОМ и организовывать их распорядок дня, включая время для учебы, отдыха и физической активности. Это позволяет избежать цифровой усталости и эмоционального выгорания, а также способствует саморазвитию и улучшению качества жизни. Ключевыми аспектами ОМ являются фильтрация контента, управление информационными потоками и развитие медиаграмотности, что помогает справляться с кибербуллингом и негативной информацией. Важно, чтобы как индивидуальные усилия, так и поддержка образовательных учреждений способствовали формированию культуры ОМ.

Неосознанное медиапотребление, поясняют авторы, — напротив — представляет собой рискованный фактор, влияющий на когнитивные функции, эмоциональное состояние и социальное поведение, особенно у детей и подростков. Оно характеризуется потерей контроля над временем и поведением, фрагментацией внимания и зависимостью от цифровых устройств, что приводит к снижению продуктивности и ухудшению качества жизни. Для преодоления этих проблем необходимо развивать цифровую грамотность и навыки самоконтроля, а родителям следует активно участвовать в формировании здоровых привычек медиапотребления у детей, чтобы предотвратить негативные последствия, такие как изоляция и снижение физического и эмоционального развития.

Подводя итоги, авторы резюмируют: родители играют ключевую роль в формировании здоровых привычек медиапотребления у детей, демонстрируя важность живого общения и соблюдая цифровую гигиену. Исследования показывают, что дети, наблюдая за ответственным использованием технологий взрослыми, развивают осознанное отношение к медиапотреблению. Эффективными методами воспитания являются обсуждение рисков и преимуществ цифровых устройств, а также открытый диалог о целях использования технологий, что способствует развитию самоконтроля и баланса между виртуальной и реальной жизнью.

Источник.


Вартанова Е.Л.

академик РАО, профессор, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия)

Дунас Д.В.

кандидат филологических наук, доцент РАО, ведущий научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия)

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь