Информационная повестка дня «цифровой молодежи» в фокусе медиагеографии (на примере «ВКонтакте» и Telegram)
Информационная повестка дня «цифровой молодежи» в фокусе медиагеографии (на примере «ВКонтакте» и Telegram)
Авторы статьи выясняют, как «цифровая молодежь» представляет себе опосредованные социальными сетями образы зарубежных стран, их иерархию и взаимоотношения с Россией.
В результате сетевизации и платформизации медиакоммуникаций происходит формирование автономных пространственных характеристик медиа. Это, в свою очередь, пробуждает интерес исследователей к тому, как реальные, физические, в том числе и территориальные, географические пространства воспроизводится средствами социальных сетей.
По сути, данное исследование находится в предметной области медиалогии, обозначаемой как «медиагеография». В настоящее время медиагеография определяется как «научное направление, изучающее медиасреду на уровне географических объектов: макрорегионов, межгосударственных объединений, стран, городов». Ранее термин «медиагеография» толковался шире – как изучение новых пространств, возникающих в медиасфере и зачастую, выходящих за географические рубежи национальных государств. Например, в русскоязычном медиапространстве локализуются как ресурсы, выходящие на русском языке заграницей, так и весь пользовательский контент, публикуемый русскоговорящей аудиторией в интернете.
Современные медиаплатформы, аналогичные «виртуальным географическим зонам», создают свои собственные системы общения и дискурсов. То, каким образом в этих пространствах представлены различные страны, важно, поскольку именно через медиа у аудитории формируется образ региона и качества его восприятия.
Для анализа информационной повестки дня «цифровой молодежи» в соцсетях исследовались три сообщества «ВКонтакте» («Рифмы и Панчи», «Леонардо Дайвинчик», «Овсянка, сэр!») и три телеграм-канала («Топор 18+», «НЕ МОРГЕНШТЕРН», «Кровавая барыня») в течение одной недели (20-26 июня 2022 г.). Было изучено 1134 публикации, в большинстве из которых содержались ссылки на географические координаты места события.
Авторы выявили следующие основные темы: «Стиль жизни» (16%), «Другое» (15%, включая посты об ушедших из жизни знаменитостях), «Юмор/развлечения» (14%), «Общество» (10%), «Культура» (10%), «Политика» (8%) и «Происшествия» (7%). В категории «Юмор/развлечения» лидирует контент о России (59%), а также универсальные темы (19%) и темы, связанные с США (10%). Общественно значимые темы чаще всего касаются России (65%) и США (8%), в сфере культуры – России (68%) и США (6%). Помимо этого, в политических материалах наиболее часто упоминаются Россия, США, Великобритания, Китай и Украина.
В следующем разделе статьи авторы публикуют данные, связанные с внутрироссийской информационной повесткой. В исследуемых соцсетях «цифровая молодежь» обсуждала новости из 44 регионов России, а также общероссийские события, затрагивающие всех граждан. Среди общероссийских тем наиболее популярны: «Стиль жизни» (145), «Юмор/развлечения» (117), «Культура» (115), «Общественно значимые события» (85), «Экономика» (65), «Политика» (62), «Смерть звезд» (59) и «Межличностные/семейные отношения» (46). Относительно медиагеографии городов, указывают авторы, Москва как столица, упоминается чаще всего в контексте стиля жизни (18), смерти (18), животных (14), политики (11) и общественных событий (9). Особо отмечается то, что в публикациях, связанных с Москвой, указываются конкретные районы и улицы, чего нет в материалах о других городах.
Проанализировав собранный эмпирический материал, авторы выявили ряд особенностей, определяющих свойства медиатизированной карты мира, актуальной для молодежной аудитории отечественных соцсетей. Во-первых, «медиатизированная карта мира обусловлена широким диапазоном тем в публикациях о тех или иных странах».
Во-вторых, авторам удалось обнаружить связь между статусностью определенной страны на мировой политической арене и ее медиапредставленностью, на которую также влияют взаимоотношения этого государства с Россией. Несмотря на доминирование в международных новостях темы «Стиль жизни», информационная повестка дня цифрового поколения в значительной степени определяется политическими обстоятельствами. Таким образом, их медиатизированная карта мира наполняется преимущественно геолокациями и топонимами, связанными с лидирующими странами и городами мира.
В-третьих, заметна явная неравномерность присутствия на медиакарте мира, где наибольшее внимание уделяется сильным игрокам глобальной политики. Остальные же страны попадают на эту карту эпизодически, когда возникают инфоповоды на основе взаимодействия аутсайдеров с лидерами.
кандидат филологических наук, доцент РАО, ведущий научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
магистрантка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
связь