Императорский Московский университет: дела благотворительности

15.05.2025

Императорский Московский университет: дела благотворительности

В статье представлена ретроспектива филантропической деятельности в Московском университете за период с 1755 г. по 1917 г., с акцентом на пожертвования частных лиц, деятельность внутренних организаций, поддерживающих нуждающихся студентов, а также малоизученные благотворительные начинания самих студентов.

Исследование российской благотворительности в XVIII – XIX вв., особенно в контексте университетской помощи, отмечает автор, имеет обширную историографическую базу, включая работы дореволюционного периода и современные исследования, которые начали активно развиваться с конца XX в. Ключевыми источниками являются труды, посвященные Московскому университету, а также архивные материалы и периодическая печать, которые помогают восстановить и проанализировать различные аспекты благотворительных инициатив, направленных на поддержку университета. Вклад ученых, таких как Г.Н. Ульянова и другие, значительно расширил понимание этой темы, что подтверждается публикацией специализированных монографий и отчетов благотворительных обществ.

Императорский Московский университет, продолжает А. Гривастова, привлекал значительные благотворительные пожертвования, которые использовались для развития учебной инфраструктуры, включая кабинеты, музеи и библиотеки. Основными жертвователями были представители династии Демидовых, а также другие благотворители, которые финансировали создание учебных подразделений и приобретение уникальных коллекций. Пожертвования варьировались от средств на оборудование для научных исследований до крупных сумм на открытие специализированных клиник. Эти вклады существенно способствовали укреплению учебной базы университета и его библиотечных фондов.

В Московском университете в конце XIX – начале XX в. существовала развитая система благотворительной помощи студентам, включающая как частные пожертвования, так и стипендии. Университет имел значительный стипендиальный фонд, который рос на фоне сокращения государственных стипендий, и к 1910-м гг. благотворительные стипендии превышали государственные более чем в три раза. Множество студентов, особенно из малообеспеченных семей, зависели от этой помощи, что стало особенно актуально после увеличения платы за обучение. Благотворительные общества, такие как Попечительство о недостаточных студентах и Общество для пособия нуждающимся студентам, также играли важную роль в поддержке учащихся, предлагая финансовую помощь и организацию дополнительных возможностей для заработка.

В XIX в. как студенты, так и выпускники Московского университета активно участвовали в благотворительной деятельности, что отражалось в университетских отчетах. Они не только жертвовали книги и деньги на нужды Университета, но и создавали библиотеки для студентов. Студенческие землячества также играли важную роль в поддержке своих членов, что способствовало формированию культуры взаимопомощи и благотворительности среди студентов.

Учащиеся факультетов, подчеркивает А. Гривастова, не ограничивались лишь разовыми пожертвованиями, они стремились к более устойчивым формам помощи. Одним из ярких примеров является инициатива создания воскресной школы для обучения грамоте простого народа, которая была предложена студентами в 1859 г. Эта школа, открытая в 1860 г., стала важным шагом в распространении образования и грамотности, и ее преподавателями стали сами студенты, что подчеркивало их активное участие в социальных проектах.

Завершая экскурс в историю благотворительности Московского университета, автор замечает, что его выпускники продолжали поддерживать свою alma mater и активно занимались филантропией, решая социальные проблемы в обществе. Примеры таких действий включают пожертвования на стипендии и создание исправительных учреждений для малолетних преступников. Влияние правительства, в частности императора Александра I, также способствовало развитию благотворительности, что формировало у студентов понимание важности помощи нуждающимся и привело к появлению нового поколения меценатов в России, резюмирует А. Гривастова.

Источник.


Гривастова А.Н.

преподаватель кафедры истории и правового регулирования отечественных средств массовой информации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия)

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь