Имидж Китая в российских массмедиа в контексте инициативы «Один пояс – один путь» (по материалам телеканала «Россия 24»)

30.07.2024

Имидж Китая в российских массмедиа в контексте инициативы «Один пояс – один путь» (по материалам телеканала «Россия 24»)

Рассмотрев новостные выпуски телеканала «Россия 24», автор представил в статье изучение образа КНР в контексте реализации глобального инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь».

Глобальная инициатива «Один пояс – один путь» была впервые представлена осенью 2013 г. председателем КНР Си Цзиньпином во время государственного визита в Казахстан. Данное предложение подразумевает масштабное сотрудничество России и Китая. Так, в «Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути», подписанного 8 мая 2015 г. лидерами обеих стран, подразумевается «стыковка многосторонних платформ на региональном уровне и согласование долгосрочных планов национального развития, <…> которое включает восемь приоритетных направлений», связанных с взаимодействием в области инвестиций, торговли, регионального развития.

К эмпирическому материалу, в который включались найденные по ключевым словам новостные выпуски «России 24» за 2020-22 гг., автор применял несколько методов: структурно-функционального анализа, количественного и качественного контента-анализа. Общее количество выпусков составило 60; они были изучены в соответствии с их тематикой, информационным поводом, ключевыми словами, оценкой редакции канала транслируемой информации. Помимо этого оценивалась тональность выпуска (положительная, отрицательная, нейтральная).

Категории анализа информационных поводов включали конкретные события, позиции государств и конфликты. Анализ показал, что 70% выпусков касались позиций различных государств и их политиков, тогда как 30% посвящались конкретным событиям, связанным с инициативой «Один пояс – один путь» (например, ралли-марафон, кинофестиваль, мероприятия G20). Ранее автор анализировал выпуски «Россия 24» за 2019-2020 гг. и выделил основные жанры новостей по данной инициативе: информационные выпуски (50%), репортажи (25%), реже выступления (16,7%) и отчеты (8,3%), интервью же отсутствовали. В целом это свидетельствует о формировании положительного отношения к инициативе.

Анализ тональности новостных выпусков канала за 2020-2022 гг. показал, что 90% материалов были нейтральными, 10% – положительными, негативной оценки не было. Нейтральность проявлялась в освещении противостояния Китая и Запада, в то время как положительная оценка касалась сотрудничества России и Китая, как, например, высказывание С. Лаврова о гармонизации ЕАЭС и инициативы «Один пояс». Положительные отзывы также связаны с ростом инвестиций из Китая в Россию в 2021 г., случившимися вопреки пандемии.

В ходе семантического анализа автором были выявлены значимые слова и словосочетания: «металлургия», «коронавирус», «долговой кризис развивающихся стран», «противостояние США и Китая», «глобальное доминирование», «инвестиции», «мировое влияние», «геополитическое доминирование», «геополитическая агрессия», «геополитическая схватка», «вирус», «железнодорожные перевозки через Россию», «российско-китайское взаимодействие», «сотрудничество», «ралли-марафон», «сопряжение ЕАЭС и Шелкового пути».

Негативный оттенок многих выражений ассоциирован с попытками Запада, возглавляемого США, подорвать репутацию Китая, обвиняя его в глобальном доминировании и долговых зависимостях развивающихся стран. Что касается отношений России и Китая, в контексте инициативы «Один пояс – один путь» в выпусках «Россия 24» используются позитивные термины: «взаимодействие», «успешное сотрудничество», «гармонизация», «взаимовыгодная помощь». Это создает положительный имидж КНР у аудитории телеканала.

Переходя к выводам, автор указывает, что при освещение глобальный инициативы «Один пояс – один путь» телеканал «России 24» создает положительный образ Китая, демонстрируя кейс нового уровня сотрудничества между этими странами в сфере экономики, политики, образования, культуры, экологии, спорта, туризма. В оценке общих мировых новостей, касающихся проекта «Один пояс – один путь» телеканал «Россия 24» придерживается взвешенной, нейтральной позиции.

Также автор отмечает, что благодаря информационной политике «России 24» Китай через инициативу «Один пояс – один путь» представляется в сознании российской аудитории «как государство, стремящийся к гармонизации и к взаимовыгодному сотрудничеству». Перечисляя основные приемы формирования положительного образа КНР, автор упоминает: «использование различных новостных жанров (информационных выпусков, репортажей и выступлений), лексики с семантикой положительной оценки (гармонизация, взаимодействие, укрепление сотрудничества, взаимовыгодная помощь), указание благоприятного влияния инициативы на российско-китайское сотрудничество».

Источник.


Ню Хэ

аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь