Функции социально-сетевого дискурса и социально-сетевая картина мира (на примере молодежного сегмента новых медиа)
Функции социально-сетевого дискурса и социально-сетевая картина мира (на примере молодежного сегмента новых медиа)
В статье рассмотрены основные функции дискурса, реализуемые в соцсетях – коммуникативная, креативно-развлекательная, социализирующая, организаторская, функции кооперации, управления идентичностью, самоактуализации, саморепрезентации. Также авторы вводят в научный оборот категориальное понятие «социально-сетевая картина мира», конструирование которой реализуется в тесном взаимодействии с этими функциями.
Социально-сетевой дискурс выступает как часть родового понятия – «медиадискурс», которое И.В. Анненкова трактует как «комплекс семиотико-коммуникативных параметров, определяющих способы осуществления коммуникации на всем медиапространстве в виде формации медиатекстов, маркированных наличием стилистических черт языка средств массовой информации и коммуникации и воплощающих в себе особый способ отражения мира, принятый в рамках медиакоммуникации, то есть медиакартину мира». Соответственно, внутри и посредством разновидности медиа, именуемой «социальные сети», создается описание реальности, которое авторы предлагают называть «социально-сетевой картиной мира».
Исследование проводилось в социальных сетях Ask.fm, Ask.ru и «ВКонтакте» в период с января 2021 г. по июль 2022 г. В сети Ask.fm анализировались вопросно-ответные цепочки в рубриках «О чем спрашивают люди» и «Фотоопрос» (3000 единиц, по 1500 из каждого раздела). В Ask.ru изучались вопросно-ответные цепочки в разделе «Глобально» (3000 единиц). «ВКонтакте» же были рассмотрены публикации и комментарии в 50 группах различной тематической направленности (спорт, развлечения, путешествия и т.д.) с целью изучения полифункциональности этой соцсети (5000 единиц). При проведении исследования авторами использовались методы: наблюдения, сравнения, а также дискурсивный, лингвосемиотический и лингвопрагматический виды анализа.
Важной особенностью коммуникации в социальных сетях, отмечают авторы, является ее межличностный характер, приближающий онлайн-общение к традиционной коммуникации за пределами интернета. Это связано с понятием фатического общения, то есть диалога без конкретной цели, осуществляемого ради самого себя (Корнилова, 2013). Фатическое общение также можно назвать контактоустанавливающим, поскольку оно использует ритуальные формулы для поддержания коммуникации (Якобсон, 1975). В контексте социальных сетей фатическое общение имеет двойственный характер: с одной стороны, оно направлено на установление контакта и поддержание коммуникации с иными пользователями, а с другой – на сокращение дистанции и создания комфортной коммуникативной среды.
Социально-сетевой дискурс, продолжают авторы, формирует уникальную картину мира, отличающуюся от других сфер массовой коммуникации. Эта картина образуется двумя путями: во-первых, конструированием образа мира, при котором используются общемедийные дискурсивные стратегии, влияющие на сознание пользователей и их реальную жизнь; во-вторых, посредством субкоммуникации, когда пользователи создают виртуальные сообщества «для своих», таким образом формируя субкультуры. В Ask.ru, например, вся сеть может рассматриваться как субкоммуникация, а в Ask.fm – как субкультура, связанная со стремлением к виртуальному успеху. Количество субкультур зависит от типа и структуры соцсети, резюмируют исследователи.
Переходя к структуре социально-сетевого дискурса, авторы указывают на то, что он отличается не просто присутствием знаков разных типов, но бесконечно развивающейся сетью семиозиса, где посты и комментарии становятся узлами, способными прогрессировать в неожиданных направлениях. Каждый участник коммуникации вовлечен в плетение этой сети, порождая бесконечное количество интерпретаций. Сама идея интерпретации, ключевая для постмодернистской культуры, реализуется наиболее ярко именно в социальных сетях благодаря их техническим особенностям. Несистемный характер социально-сетевой коммуникации (с множеством лидеров, высокой степенью транзактности и т.д.) позволяет рассматривать ее как ризомную структуру, убеждены авторы.
В финальном разделе «Выводы и перспективы» исследователи на основе представленных в статье аргументов приходят к заключению, что «назрела насущная потребность ввести в оборот новое категориальное понятие медиалингвистики (и медиалогии в целом) – понятие социально-сетевой картины мира как еще одного вида в структуре родового понятия «медиакартина мира».
Переходя к обзору возможных перспектив дальнейшего поиска, авторы намечают два магистральных направления. Первое непосредственно касается «проблемы медиасатиации» и ухода молодежи в виртуальную реальность «посредством формирования определенной субкоммуникации, или коммуникации только для «своих». Второе направление вырастает из организационного потенциала соцсетей и ведущихся в них дискуссий, которые обнаруживают способность влиять на реальную, не медийную жизнь пользователей.
«Но есть еще и третье направление – это описание структуры социально-сетевой картины мира, которую мы обозначили как ризомную, но которая требует дальнейшей детализации», дополняют авторы.
доктор филологических наук, профессор кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
учебный мастер кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
связь