Эволюция и преемственность сатирической прессы в Испании (на примере журнала El Jueves)

09.07.2024

Эволюция и преемственность сатирической прессы в Испании (на примере журнала El Jueves)

В статье представлена широкая ретроспектива развития сатирической прессы в Испании. Метод контент-анализа материалов издания El Jueves отражает жанровые особенности, специфику функционала и значимость сатиры как средства выражения альтернативных взглядов на реальность и ее критики на современном этапе развития испанской прессы.

С точки зрения авторов, важность данного типа изданий для медиасистемы страны обусловлена богатой исторической традицией (начиная с 1735 г.), их популярностью у читателей, а также взаимосвязанным с ней стремлением редакций к постоянному совершенствованию контента и методов взаимодействия с аудиторией. Предпринятые авторами изыскания среди 58 архивных сатирических изданий позволили определить влияние исторических событий и общественно-политических факторов на становления данного вида периодики в Испании, обнаружить закономерности, признаки эволюции и преемственность в современных сатирических изданиях этой страны. Отсутствие фундаментальных исследований испанской сатиры от ее зарождения до современности делает эту тему актуальной и значимой для научного изучения.

Еженедельник El Jueves является наиболее популярным сатирическим изданием в Испании. Аудитория его печатной и цифровой версий в 2021 г. составляла 1,2 млн человек. Журнал, название которого переводится как «Четверг», известен своим сатирическим анализом актуальной политической, экономической, культурной и социальной повестки. Он предлагает читателям альтернативный взгляд на события в Испании и мире, используя графический юмор, изобилующий визуальными метафорами, иронией и сарказмом. Несмотря на многочисленные судебные процессы, штрафы и скандалы, El Jueves по-прежнему остается «самым любимым, но и самым страшным журналом в Испании».

Для анализа содержания журнала El Jueves был использован метод контент-анализа. Исследование охватило материалы цифровой версии журнала за 2021-2022 гг., включающие 103 выпуска (№ 2276-2379). Каждый номер (с учетом специальных выпусков) насчитывал от 84 до 100 страниц. Контент-анализ охватывал следующие категории: тематика материала, жанровая специфика, объект сатиры, а также упоминаемые в публикациях персоналии, организации и компании.

Переходя к выводам, авторы отмечают различия между оценками сатирической журналистики в отечественном и испанском академическом дискурсе. Так, в российской научной традиции преобладает рассмотрение сатиры, прежде всего, в рамках текстуальных жанров: заметки, памфлета и фельетона. В Испании же приоритет в изучении отдают визуальным формам: виньетке, комиксу, карикатуре.

Исторический анализ архивных материалов дал возможность автором выделить пять основных этапов становления испанской сатирической прессы. В каждый из этих периодов она «адаптировалась под общественно-политическую ситуацию в стране, правящий режим, доминирующую идеологию, изменения в законодательстве, новые технологии и запросы аудитории». История сатирический прессы – это панорама альтернативных взглядов на конкретные события, формировавшие летопись развития страны.

Благодаря проведенному контент-анализу выпусков журнала El Jueves за 2021–22 гг. авторы смогли выявить тематику и объекты сатиры, определить жанровую палитру материалов. Широкое использование жанра виньеток – мультипликационных, с элементами карикатуры, комиксов и подборок виньеток – дает возможность автором El Jueves «высмеивать и критиковать внутреннюю политику Испании, ее социальную сферу, судебную систему, действия властей в области экологии, мировую политику, журналистику, католическую церковь». Ряд материалов были посвящены актуальной в исследуемый период тематике COVID-19 и неприязненной оценке действий испанских властей по борьбе с пандемией.

El Jueves, представляет собой яркий пример сочетания традиций и инноваций. Прослеживая верность историческим традициям испанской сатирической прессы, авторы на примере журнала El Jueves демонстрируют эту преемственность. Так, практически неизменным с момента запуска в 1977 г. остался набор выразительных средств, равно как и длящиеся с тех пор публикации комиксов с фиксированными персонажами.

Изменилась техническая база работы художников (теперь она цифровая), появились мультимедийные форматы и новые способы общения с аудиторией на различных сетевых площадках. «Таким образом, журнал El Jueves реагирует на технические изменения и подстраивается под актуальный запрос аудитории и в то же время следует традициям, заложенным в период перехода Испании к демократии и сформировавшимся под влиянием испанский сатиры более ранних этапов», резюмируют авторы.

Источник.


Филаткина Г.С.

кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Ильенко Е.П.

независимый эксперт, г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь