«Дивный новый мир»: явная и скрытая модель цивилизации в романе

Выбор данного произведения для анализа во многом обусловлен новаторским для его жанровой специфики набором решений. К примеру, придание образу персонажа-руководителя личностных характеристик – нетипичный шаг для антиутопии. 

Еще одна особенность – уровни восприятия Цивилизации как таковой. Исследователь отмечает два уровня: эксплицинтый и имплицитный - явный и неявный, соответственно. На эксплицитном уровне Цивилизация представляется раем, но на импицитном ее пространство – ад. Таким образом, центром антиутопии у Хаксли становится Цивилизация – ад, ошибочно принятая за рай. Шишкина прослеживает переход от эксплицитного к имплицитного - от явного к подразумеваемому - через семантические приемы. 

Цветовые сочетания, используемые Хаксли, создают образ мрачной преисподней. Описание Инкубариума исполнено красным цветом: «багряные глаза», «алая улыбка», «ряд коралловых зубов». Все это создает адскую, демоническую картину искаженного мира. Метафорические образы, описывающие обучение детей во сне с помощью гипноза, также создают мрачное ощущение. Сравнение процесса с капающим на камень горячим воском, который в итоге полностью покроет его и застынет, преподносит действие как мучительное и калечащее. Конфликт звукообразов также рисует пространство очень негармоничным: «сбиваясь с тона, пела кукушка». 

Природа в произведении также заслуживает отдельного внимания. Для жителей Цивилизации она – неконтролируемая, а потому пугающая сила. По этой же причине общество «Нового мира» скептически и негативно относится к проявлениям любви, ведь любовь, как и природа, не может контролироваться. В описании ночи в Цивилизации фигурируют семантические ноты тревоги и неблагополучия, что противоречит маркерам пространства Цивилизации – благополучию и здоровью. Тем не менее, именно на природе герои могут по-настоящему открыться перед самими собой. 

Само пространство Цивилизации создает впечатление абсолютной свободы перемещения, и вместе с тем читатель видит глобальную ментальную замкнутость. Таким образом Цивилизация у Хаксли – это нетипичное представление антиутопического пространства. В то время, как в классической антиутопии пространство всегда закрыто и отделено от мира, «Дивный новый мир» представляет Цивилизацию неким монолитом с вкраплениями Резервации и островов ссылок. Тем не менее, несмотря на всеохватность, пространство цивилизации стремится к тотальной ограниченности, стремится к бутыли. Сама бутыль – емкий образ, исчерпывающе характеризующий всех персонажей. Линда рассказывает сыну о дивном мире, где все живут в бутылях и все комфортно предсказуемо. Вернувшись из резервации назад, она стремится забыться в наркотическом опьянении сомы, потому что абсолютно все жители нового мира стремятся не покидать очерченных для них границ бутыли. 

Завершая анализ, О.В. Шишкина приходит к выводу, что при переходе с эксплицитного уровня пространства Цивилизации на имплицитный происходит смещение понятий. Если изначально оппозиция «Цивилизация как рай – Резервация как ад» звучит вполне очевидно, то после анализа исследователь выдвигает новую парадигму «Цивилизация как имплицитный ад, Резервация как эксплицитный ад». Иными словами, о Резервации жители Цивилизации напрямую отзываются, как об аде, не замечая, что их собственная жизнь «в бутылке» не менее инферальна.  



Шишкина О. В.

преподаватель английского языка и литературы Центра образования «Интеллект»

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь