Национальный кодекс поведения (Королевство Дания)

В этом разделе Вы можете ознакомиться с актуальной информацией, посвященной российскому и зарубежному законодательству в области медиа и массовых коммуникаций.

Тематический блок включает действующие нормативные акты федерального уровня: законы, касающиеся СМИ и массовой коммуникации, а также региональное законодательство субъектов РФ. В разделе представлены хартии, декларации и кодексы, принятые журналистскими сообществами на национальном и международном уровнях. Отдельно даны нормативные акты для отраслевых журналистов и сотрудников СМИ, работающих в зоне военного конфликта.

Для удобства поиска в региональном законодательстве выделены категории, с помощью которых Вы легко найдете необходимый документ. Наша база регулярно пополняется, чтобы Вы всегда оставались в курсе нормативных изменений в сфере регулирования массовых коммуникаций.


(принят Датским парламентом и утвержден Национальным союзом журналистов)

Основные положения

Защита свободы слова в Дании неразрывно связана со свободным доступом прессы к сбору информации и ее публикацией в максимально достоверной форме. Одной из основ свободы слова является право на свободный комментарий. Осуществляя свои задачи, пресса признает право каждого члена общества на неприкосновенность тайны частной жизни и ее защиту от необоснованных нарушений.

Нарушением принципов деятельности прессы является воспрепятствование публикации достоверной информации, представляющей общественный интерес, а также осуществление соглашательской политики, если она порождает серьезные сомнения в независимости данного СМИ. Нарушением считается и попытка возложить на журналиста выполнение задач, противоречащих настоящим правилам.

Журналист не должен брать на себя выполнение задач, если это противоречит его совести и убеждениям.

Настоящие правила обязательны при подготовке текстовых и изобразительных материалов в периодической печати, на радио, телевидении и иных СМИ.

Правила также относятся к рекламным материалам, публикуемым в периодической печати и иных СМИ, если данная деятельности не регулируется специально установленными правилами.

Положения Кодекса содержат обязательства перед упомянутыми или изображенными лицами или группами лиц. Журналист несет также ответственность за публикацию материалов о покойном (покойных).

Содержание Кодекса

А. Достоверная информация.

1. Обязанность прессы — предоставлять возможно более точную и полную информацию. Должны быть приняты все возможные меры для проверки достоверности изложенных фактов.

2. Отношение к источникам информации должно быть очень взвешенным, особенно в тех случаях, когда речь может идти о частном интересе.

3. Особенно тщательно должна быть проверена информация, которая может оскорбить человека или умалить его достоинство.

4. В случае публикации опровержения или ответа это должно быть сделано с соблюдением установленных правил.

5. Фактуальная информация и комментарий должны быть четко разграничены.

6. Заголовки и подзаголовки должны соответствовать содержанию статей и иных публикуемых материалов. Это относится и к информационным сообщениям.

7. Недостоверная информация должна быть исправлена по собственной инициативе редактора сразу после того, как получены данные, свидетельствующие о ее недостоверном характере. Исправление должно быть опубликовано таким образом, чтобы читатель мог сразу обратить на него внимание.

В. Поведение, несовместимое с принципами деятельности прессы.

1. Информация о частной жизни лица может быть опубликована только в случае повышенного интереса к нему. Однако право лица на защиту своей репутации сохраняется.

2. Информация о самоубийствах или попытках самоубийства публикуется лишь в случае повышенного общественного внимания к обстоятельствам дела. Но и в этом случае при публикации материала следует соблюдать особую осторожность.

3. Следует подчеркнуто внимательно относиться к жертвам насилия и несчастных случаев. То же правило распространяется и на свидетелей и родственников потерпевших. Особо внимательно следует подходить к отбору фотографий, иллюстрирующих подробности происшедшего.

4. Редакционные материалы должны быть четко отграничены от рекламы. Если речь идет о возможном прямом или косвенном частном интересе, публикация текстового материала и фотографий допускается, только если этого требуют профессиональные журналистские критерии.

5. Нельзя злоупотреблять доверием людей. Особенно внимательно следует относиться к людям, которые не могут предвидеть эффект, произведенный их словами. Нельзя также злоупотреблять незнанием людей, потерей самоконтроля и другими чувствами.

С. Судебный репортаж.

1. Основные правила, упомянутые в частях А и B, в полной мере относятся и к судебному репортажу.

2. Требования, предъявляемые к судебному репортажу, обязательны в течение хода следствия и подготовки судебных слушаний, включая подготовку обвинительного заключения прокурором.

3. Судебный репортаж должен быть объективным. На всех стадиях процесса, от досудебного разбирательства до подготовки и проведения слушаний, журналист должен стремиться к достоверному и качественному освещению точек зрения сторон — в уголовном процессе соответственно позиции обвинения и позиции защиты. Сообщение о судебном процессе должно заканчиваться сообщением вердикта, который вынесен судом: снятия обвинения, оправдательного или обвинительного приговора.

4. Информация о семье подсудимого, роде его занятий, вероисповедании, национальности, расе или членстве в каких-либо организациях публикуется только в том случае, когда это имеет непосредственное отношение к рассматриваемому судом делу.

5. До вынесения приговора и окончательного завершения слушаний никакая информация, которая может помешать рассмотрению обстоятельств дела, не должна публиковаться. Также нельзя высказываться по поводу виновности или невиновности подсудимого. При подготовке судебного репортажа в рамках уголовного судопроизводства следует четко указать, признает ли обвиняемый/подсудимый себя виновным или нет.

6. Следует руководствоваться максимально объективными показаниями к тому, следует ли публиковать имена людей, привлекаемых к судебной ответственности. При отсутствии большого общественного интереса не следует упоминать имена и идентифицирующие обвиняемых признаки.

7. Следует также взвесить необходимость упоминания имени совершившего преступление даже в том случае, если информация об этом получена из полицейских источников. Эта информация, как правило, публикуется лишь в том случае, если имя совершившего преступление выяснилось в результате расследования, проведенного полицией или прокуратурой. Публикация имени возможна в случае большого общественного интереса или если широкие круги были ранее информированы об этом.

8. Информация о предыдущих судимостях подозреваемого, обвиняемого или подсудимого должна публиковаться лишь в случае важности этой информации для обстоятельств дела. Во всех других случаях информация о привлечении лица к судебной ответственности, имевшем место ранее, как правило, не публикуется.


Скачать оригинал документа


Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь