Кодекс австрийской прессы

В этом разделе Вы можете ознакомиться с актуальной информацией, посвященной российскому и зарубежному законодательству в области медиа и массовых коммуникаций.

Тематический блок включает действующие нормативные акты федерального уровня: законы, касающиеся СМИ и массовой коммуникации, а также региональное законодательство субъектов РФ. В разделе представлены хартии, декларации и кодексы, принятые журналистскими сообществами на национальном и международном уровнях. Отдельно даны нормативные акты для отраслевых журналистов и сотрудников СМИ, работающих в зоне военного конфликта.

Для удобства поиска в региональном законодательстве выделены категории, с помощью которых Вы легко найдете необходимый документ. Наша база регулярно пополняется, чтобы Вы всегда оставались в курсе нормативных изменений в сфере регулирования массовых коммуникаций.


Принят в вене австрийским советом Прессы 21 января 1999 г.

Преамбула

Журналистика предполагает сочетание свободы и ответственности. Отвечающие за выпуск печатных изданий, издатели, ответственные работники радио и телевидения, так же, как и журналисты, несут особую ответственность за жизненно необходимую для демократии свободу средств массовой информации.

К руководству редакций предъявляются особенно высокие требования. Именно они в своей повседневной деятельности должны заботиться о неукоснительном соблюдении принципов деятельности журналистов, находящихся под их началом.

Австрийский Совет прессы является опорой для всех тех, кто осознает свою ответственность за правдивое и корректное использование свободы печати и кто готов в конкретных случаях подвергнуться проверке со стороны Совета прессы по поводу правомерности ее применения. Постоянный добровольный самоконтроль является всеобщим средством обеспечения ответственности прессы.

Исходя из этого, Австрийский Совет прессы разработал для всех, кто каким-либо образом связан с созданием, распространением и комментированием новостей в газетах, следующий свод принципов (Кодекс этики австрийской прессы), который может быть в необходимых случаях дополнен или интерпретирован по форме - при сохранении сути основных положений. Настоящие принципы действуют для всех частей газеты, выпускаемых редакцией.

Газеты и журналы, которые заявят о своей готовности выполнять требования настоящего Кодекса этики, обязуются публиковать любые решения Австрийского Совета прессы, касающиеся этих средств массовой информации, в случае соответствующего требования Совета.

1. Свобода

1.1. Свобода в изложении и комментировании новостей в любой форме – словами или изображениями – является составной частью свободы прессы. Недопустимо препятствовать сбору и распространению новостей и комментариев.

1.2. Границы этой свободы очерчены для Совета прессы добровольным самоограничением в соответствии с положениями настоящего Кодекса этики.

2. Точность

2.1. Максимальная добросовестность и точность при сборе и распространении новостей и комментариев являются важнейшей задачей журналиста.

2.2. Выделенные кавычками цитаты должны как можно более точно воспроизводить сказанное. Точное по смыслу отображение полученной информации не требует кавычек. Не следует прибегать к цитированию источников конфиденциальной информации, кроме случаев, когда это необходимо в интересах безопасности цитируемого или для защиты его от каких-либо тяжелых потерь.

2.3. Обвинения не могут быть предъявлены без того, чтобы сделать все возможное для получения комментария по поводу указанных обвинений со стороны самого обвиняемого человека или организации. Если речь идет об опубликовании публично предъявленных обвинений, то необходимо указать обстоятельства, при которых они прозвучали, а также имя обвинившего.

2.4. Как только редакции станет известно о том, что были опубликованы ошибочные сведения, самым правильным действием с точки зрения профессиональной этики и правил приличия будет добровольная публикация опровержения.

2.5. Если на опубликованное сообщение со стороны читателей будет предъявлено обоснованное опровержение, то оно должно быть как можно более быстро и полно доведено до сведения аудитории.

2.6. Если относительно события, освещаемого каким-либо средством массовой информации, было принято важное судебное или официальное решение или каким-либо другим способом стали известны новые факты, следует соответствующим образом довести их до сведения аудитории.

3. Разделение материалов

3.1. Для читателей должно быть понятно, идет ли речь о сообщении на основе фактических данных, об отражении точки зрения третьих лиц, или о комментарии.

3.2. Если существуют какие-либо серьезные сомнения относительно точности цитируемого высказывания, необходимо удостовериться в его обоснованности до того, как оно будет опубликовано.

3.3. Фотомонтаж и обработанные изображения, которые могут быть приняты читателями при поверхностном просмотре за подлинные, должны быть отчетливо обозначены как монтаж или обработанные изображения.

4. Внешнее влияние

4.1. Влияние посторонних лиц на содержание или форму редакционной деятельности недопустимо.

4.2. Недопустимыми формами влияния являются не только вмешательство и принуждение, но и получение личных преимуществ в вопросах, непосредственно не касающихся профессиональной деятельности.

4.3. Тот, кто принимает в контексте своей журналистской деятельности подарки или получает какие-либо другие личные выгоды, которые могут быть использованы для оказания влияния на отображение журналистом фактов и событий, нарушает настоящий Кодекс этики.

4.4. Личные материальные интересы не должны оказывать влияния на работу журналиста.

4.5. Экономические интересы издателей ни в коем случае не должны влиять на редакционное содержание и не должны быть причиной подачи неверной информации или замалчивания важной информации.

4.6. Если журналист публикует материал о поездке, которая оплачивается третьей стороной, то этот факт должен быть отражен в этом же материале в соответствующей форме.

5. Защита прав личности:

5.1. Каждый имеет право на сохранение и уважение его личных прав и достоинства.

5.2. Клевета, оскорбление или унижение личности нарушают Кодекс этики.

5.3. Лица, чьей жизни угрожает опасность, могут выступать в средствах массовой информации анонимно, если в противном случае такая опасность увеличится.

5.4. Безоговорочное подозрение или осуждение лиц или групп лиц абсолютно недопустимо.

5.5. Недопустимой является любая дискриминация по расовым, религиозным, национальным, половым или любым другим признакам.

5.6. Недопустимыми являются умаление или насмешка над религиозными учениями или признанными конфессиями и религиозными общинами, способные вызвать справедливое возмущение.

5.7. Недопустимым является опубликование искаженных фотографических изображений, унижающих честь изображенного лица или группы лиц.

6. Личная жизнь

6.1. Личная жизнь любого человека находится под защитой.

6.2. По отношению к детям защита личной жизни человека имеет приоритет по сравнению с ценностью новости.

6.3. Перед опубликованием фотографий и сообщений о несовершеннолетних следует особенно взвешенно оценить вопрос, осуществляется ли такая публикация в общественных интересах.

6.4. Сообщение о преступлениях или проступках несовершеннолетних не должно осложнить процесс его интеграции в общество или привести к полной невозможности последней. С этой целью недопустимо употребление полного имени такого несовершеннолетнего.

6.5. При опросах и фотосъемке детей, а также при освещении какого-либо происшествия, которое может отрицательно сказаться на их благополучии, журналистам необходимо проявлять особенную сдержанность.

7. Сбор материала

7.1. При сборе материала в устной или письменной форме недопустимо использование несправедливых или нечистоплотных методов.

7.2. К несправедливым или нечистоплотным методам относятся, например, введение в заблуждение относительно личности журналиста, давление, использование шоковых или стрессовых ситуаций и, как правило, использование подслушивающей аппаратуры.

7.3. При публикации частных фотографий обязательно нужно получить предварительное согласие на это лиц, изображенных на этих снимках, или, если речь идет о несовершеннолетних, то согласие их родителей или воспитателей, за исключением случаев, когда публикация подобных материалов оправдана общественными интересами.

8. Особенности редакционной деятельности

8.1. Сообщения о поездках и туризме должны содержать соответствующие ссылки на общие социальные и политические условия в стране или регионе пребывания (например, на серьезные нарушения прав человека).

8.2. В разделе об автомобилях должны, среди прочих, адекватно освещаться вопросы защиты окружающей среды, транспорта и энергосбережения.

8.3. Сообщения о местах туризма, автомобилях и общественного питания, а также любые материалы, содержащие оценку качества потребительских товаров или услуг, должны соответствовать общепринятым критериям и готовиться профессиональными журналистами.

9. Общественный интерес

9.1. В конкретных случаях, особенно когда речь идет о общественных фигурах, необходимо тщательно соотносить обоснованный интерес такого лица в отсутствии того или иного сообщения или фотографий с общественным интересом в опубликовании этих материалов.

9.2. Термин «общественный интерес» в смысле Кодекса этики австрийской прессы, в частности, применяется к ситуациям, когда публикация фактов может привести к привлечению преступника к судебной ответственности, или когда желательна для защиты общественной безопасности или здоровья или при предотвращении введения общественности в заблуждение.

9.3. Фотографии, которые были сделаны без учета изображенных на них лиц (как, например, скрытой камерой), могут быть опубликованы только в случае преобладания выраженного общественного интереса над стремлением заниматься подглядыванием.


Скачать оригинал документа


Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь