Резолюция 1438 Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О свободе печати и условии работы журналистов в зонах конфликтов», 2005 г

В этом разделе Вы можете ознакомиться с актуальной информацией, посвященной российскому и зарубежному законодательству в области медиа и массовых коммуникаций.

Тематический блок включает действующие нормативные акты федерального уровня: законы, касающиеся СМИ и массовой коммуникации, а также региональное законодательство субъектов РФ. В разделе представлены хартии, декларации и кодексы, принятые журналистскими сообществами на национальном и международном уровнях. Отдельно даны нормативные акты для отраслевых журналистов и сотрудников СМИ, работающих в зоне военного конфликта.

Для удобства поиска в региональном законодательстве выделены категории, с помощью которых Вы легко найдете необходимый документ. Наша база регулярно пополняется, чтобы Вы всегда оставались в курсе нормативных изменений в сфере регулирования массовых коммуникаций.


1. Парламентская Ассамблея Совета Европы напоминает о важности свободы выражения мнения и распространения информации в СМИ для демократического общества и для каждого человека. Эта свобода является одной из основополагающих ценностей, гарантированных во всей Европе Европейской конвенцией о правах человека. Ситуация войны или конфликта не снижает значения адекватного распространения информации посредством СМИ; скорее, наоборот, она повышает ценность такой информации. 

2. Журналисты, работающие в районах повышенного риска, таких, как военные зоны, районы конфликта или области, в которых царит беззаконие, нередко сталкиваются с трудными и опасными условиями работы, а иногда даже с широко распространенной и систематически практикуемой террористическими группами, пытающимися привлечь к себе внимание средств массовой информации, охотой за журналистами, как это сейчас происходит в Ираке. Таким образом, свобода выражения мнения и распространения информации может, в зависимости от конкретных обстоятельств, уравновешиваться другими основополагающими соображениями, в частности правами на жизнь, свободу и безопасность журналистов. Эти и другие права не должны ущемляться в результате все возрастающего давления рынка, требующего больше прямых сообщений непосредственно из районов повышенного риска, и сомнительного повышения ажиотажного спроса читателей на сенсационные репортажи. 


3. Ассамблея выражает сожаление по поводу того, что большое число журналистов, работавших в зонах конфликта или над опасными темами, были убиты, похищены или исчезли, и считает такие действия в отношении журналистов наиболее серьезными актами агрессии против свободы выражения мнения и распространения информации в СМИ. Широкое оглашение и выполнение требований террористов, например, о выплате значительных сумм денег похитителям, существенно повышает риск для журналистов, работающих в опасных районах, и, соответственно, уменьшает возможность получения широкой общественностью ценной информации. 


4. Будучи обеспокоена свободой выражения мнения и распространения информации в средствах массовой информации в Ираке, Ассамблея выражает сожаление по поводу многочисленных случаев гибели и исчезновения журналистов в этой стране и по поводу продолжающегося удержания в заложниках Флоранс Обена, Хусейна Хануна ас-Саади, Сорина Думитру Мискоча, Мари-Жан Ион и Эдуарда Овиду Оганесяна. Ассамблея призывает немедленно освободить заложников. 


5. Ассамблея воздает должное неправительственным организациям, таким, как Международный институт защиты прессы, Международный институт прессы, «Репортеры без границ», Международная федерация журналистов, организация «Статья 19» и Институт по освещению войны и мира, за оказание содействия и конструктивной помощи журналистам, работающим в опасных ситуациях и районах конфликта. 


6. С удовлетворением отмечая разработанную организацией «Репортеры без границ» Хартию безопасности журналистов, работающих в зонах военных действий или опасных районах, Ассамблея напоминает о важности направления в такие районы лишь опытных и хорошо подготовленных журналистов, которые добровольно берутся за выполнение таких заданий, и оснащения их надлежащими средствами защиты, связи и первой помощи, организации оказания им психологической помощи после возвращения, а также их страхования на случай болезни, травм, репатриации, инвалидности или гибели. 


7. Ассамблея напоминает и вновь подтверждает, что согласно статье 79 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года журналисты должны рассматриваться как гражданские лица при условии, что они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданских лиц, без ущерба для права военных корреспондентов, которые аккредитованы при вооруженных силах и следуют за ними, но не входят в их состав, на статус военнопленного в случае попадания во власть неприятеля согласно статье 4 (А) (4) третьей Женевской конвенции. 


8. Ссылаясь на Декларацию и Рекомендацию № R (96) 4 Комитета Министров о защите журналистов в ситуациях конфликта и напряженности, Ассамблея призывает все государства-члены и наблюдателей неукоснительно соблюдать их положения, в частности:
i. уважать право на свободное выражение мнения и распространение информации;
ii. не ограничивать пользование средствами связи, такими, как стационарные и мобильные телефоны, спутниковые телефоны и аппаратура радиосвязи;
iii. проинструктировать свои военные и полицейские силы о необходимости обеспечения защиты журналистов и оказания им содействия;
iv. облегчать доступ к территории назначения путем выдачи необходимых виз и других путевых документов;
v. уважать конфиденциальность источников журналистской информации. 


9. Всем государствам-членам и наблюдателям Совета Европы рекомендуется:
i. обеспечивать журналистам возможность безопасно работать на своей территории;
ii. расследовать все акты насилия в отношении журналистов или инциденты со смертельным исходом, происходящие на их территории, а также происходящие за рубежом при возможном участии их вооруженных сил или сил безопасности, в том числе в результате «дружественного» огня. 


10. Кроме того, Ассамблея призывает государства-члены и наблюдатели Совета Европы разработать для военных корреспондентов, направляемых для работы в вооруженные силы, обязательные учебные и информационные программы, которые они должны проходить до отъезда. 


11. Средства массовой информации должны четко указывать в публикуемых материалах, какие сообщения поступают от военных корреспондентов, аккредитованных при вооруженных силах или силах безопасности. 


12. Ассамблея подчеркивает, что если по соображениям личной безопасности журналистам, аккредитованным при вооруженных силах или силах безопасности, разрешается работать лишь в определенных районах, ограничения на их репортажи должны быть сведены к абсолютному минимуму, необходимому для недопущения разглашения конфиденциальной информации, которая может поставить под угрозу проводимые военные операции. 


13. Работодатели журналистов и профессиональные организации должны организовывать учебные курсы для подготовки журналистов к опасностям, сопряженным с работой в районах конфликтов. Средства массовой информации должны публично объявить о том, что похитителям не стоит рассчитывать ни на какие финансовые выплаты или политические уступки и что политические заявления, с которыми выступают похищенные журналисты, сделаны ими под давлением и, соответственно, не имеют никакой ценности. 


14. Всем журналистам и их работодателям рекомендуется соблюдать Хартию безопасности журналистов, работающих в зонах военных действий или опасных районах, которая разработана организацией «Репортеры без границ». 


15. Ссылаясь на Декларацию Комитета Министров о защите журналистов в ситуациях конфликта и напряженности, Ассамблея просит Генерального секретаря Совета Европы уделять особое внимание судьбе журналистов в ситуациях конфликта и напряженности и регулярно следить за расследованием дел журналистов, пропавших, задержанных или убитых или раненных при исполнении своего профессионального долга в государствах-членах или наблюдателях или в связи с военными или миротворческими операциями, проводимыми государствами-членами и наблюдателями Совета Европы за рубежом.


Скачать оригинал документа


Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь