Стилистика социальных сетей
Стилистика социальных сетей
Автор: Николаева А. В., канд. фил. наук, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М. В. ЛомоносоваИнтернет – это тот коммуникативный канал, в недрах которого развивается и формируется современный стилистический материал. Интернет-стилистика – феномен, выходящий за рамки собственно текста, поэтому необходимо изучать стилистические особенности разных социальных сетей, оказывающих непосредственное влияние на блогостиль и оформление авторских текстов.
Ключевые слова: блогостиль, стилистика интернет-текста, социальная сеть, Фейсбук, Инстаграм, ЖЖ, Яндекс. Дзен.
Style of social networks
Analysis of Internet-language makes it possible to underline different forms of text organization of recent years and it helps to categorize Internet-texts. Internet stylistics is a phenomenon that goes beyond the text itself, so it is necessary to study the stylistic features of different social networks that have a direct impact on the author's style and design of texts.
Key words: style online text, social network, Facebook, Instagram, LiveJournal, Yandex. Zen
В условиях стремительного развития интернет-пространства особое значение приобретает описание стилистических особенностей медиатекстов на разных площадках. Концепция медиатекста как многоуровневого явления требует комплексного описания его параметром, одним из которых является размещение текста в границах той или иной интернет-площадки.
Каждая платформа в интернете требует от автора ориентации на определенный формат, который тиражируется именно в границах этой сети/мессенджера. Подобный формат , как правило, легко узнаваем читателем, несмотря на бесконечное разнообразие тем и способов оформления текстов.
На общезначимые признаки блоготекста, такие как нелинейность, подвижность, мультимедиальность и интерактивность, дополнение текста авторскими комментариями, ориентация на игровые стратегии, мозаичность и гибридность, накладываются особые экстралингвистические и интралингвистические факторы, присущие конкретной площадке. Для каждой социальной сети они свои. "Интернет-стилистика в базовых аспектах много не отличается от существующих стилистических направлений – в ней тоже проводится анализ стилистического потенциала языковых уровней (стилистика ресурсов), экспрессивности и выразительности (экспрессивная стилистика), стилей (функциональная стилистика)" (Тошович 2015: 53).
Стилистика ресурсов включается в себя общие признаки стилистики интернет-текста. Но при этом каждая социальная сеть имеет специфические, ей присущие характеристики.
Начать рассмотрение стилистических особенностей площадок необходимо с Живого журнала. Здесь работали первые блогеры Рунета, постепенно формировался и оттачивался блогостиль.
ЖЖ
Живой журнал (www.Livejournal.com) – это популярный сайт, который позволяет вести онлайновый дневник.
Коммуникация в блогах организована вокруг личной странички пользователя (юзера). Каждый юзер присутствует в сети под никнеймом. В самом начале развития социальных сетей никнеймы были в основном игровыми. Сейчас все чаще автор выступает под своим реальным именем.
Так, популярный блогер Живого журнала Илья Варламов вёл блог, используя никнейм zyalt, сейчас он выступает в блоге под своей фамилией, персонализируя контент, хотя на сегодняшний день его блог – это не личный дневник, не страничка автора, а полноценное СМИ.
Однако до сих пор, в силу традиции, большая часть ников в ЖЖ – игровая: REBRO_A_DAMA (дневник многодетной мамы), DOKTORBEL (журнал о медицине).
Аватара (ава) – это та картинка, под которой стоит ник. Именно с этим изображением у читателей ассоциируется юзер. В ЖЖ по-прежнему много картинок, изображающих животных, героев фильмов и мультфильмов, персонажей книг...То есть авы здесь тоже игровые или прецедентные.
Далее (под ником) следует слоган – девиз, название журнала:
MI3CH
ответы на незаданные вопросы
MASTEROK
Хочу все знать
Название/ слоган может относится к самому автору, указывая, например, на его профессию, возраст и предпочтения, а может описывать тот контент, который читатель найдёт в блоге:
SAPOJNIK
Размышления вольного социолога
SHAKKO_KITSUNE
Необычный блог про историю искусства
Во многих блогах существуют так называемый "верхний пост", в котором автор может рассказать о себе, предложить перечень ссылок на важные, с его точки зрения, посты и указать на то, что он не хочет видеть на своей страничке:
asya_matroskina
"... Я не буду добавлять копипастные журналы ни в коем случае. Простите. Времени не всегда хватает даже на пробег по-настоящему интересных для меня – дыбровых – журналов.
Агрессивные, недалекие, безграмотные; гомофобы, ксенофобы, шовинисты, мизогины, националисты любой направленности, религиозные фанатики, нарциссы и аферисты – следуйте мимо, пожалуйста.
Как-то так".
Так что тематическая направленность журнала, его стратегия и, в целом, стилистическое оформление задаются уже ником, авой, названием журнала и нередко конкретизируется в так называемом "верхнем посте".
Для ЖЖ важна тема блога. Выбор темы, имени, слогана накладывает свой отпечаток на весь контент.
В ЖЖ сохраняются текстовые заголовки, тогда как ни в ФБ, ни в Инстаграме их нет. Эти заголовки эмоциональны, экспрессивны. Часто это кликбейт. Названия материалов на первой странице ЖЖ (ТОП) 15 декабря, 2019.
Шакалы – LENA-MIRO
Аритмия – очень страшный фильм – PROSTITUTKA_KET
Ждал красотку, пришла бегомотиха с завышенным самомнение – ELSHIN
не плачь, дядя, не ты один сиротка – MI3CH
Дело-труба – EL_MURID
Для создания заголовков используются эмоционально окрашенные слова, прецеденты, зоометафоры. Такие заголовки Журнала похожи на названия материалов в СМИ эпохи девяностых. Сейчас уже все издания перешли к денотативным названиям, отражающим ту информацию, о которых пойдет речь в материале, активно борются с кликбейтом. В ЖЖ редакционная политика иная: авторов не наказывают за кликбейт. Поэтому эмоциональные и образные заголовки – стилистическая особенность именно этого ресурса.
В ЖЖ важен лид, так как большая часть текста не видна на главной странице ресурса и часто убирается самим автором под кат внутри блога. Поэтому именно название и три-четыре первых предложения должны создавать интригу, заставлять читателя кликнуть на ссылку.
MAXIM_NM
Так, друзья – сегодня будет интересный пост о том, как совковые книги и фильмы программировали людей не на успешную и состоятельную жизнь – а на бедность и нищету. Думаю, все вы встречали совков, которые время от времени вскрикивают – "деньги не главное!"
Лид в ЖЖ – обычно верхняя часть текста, гораздо реже выстроен по принципу перевёрнутой пирамиды: самая главная информация даётся сначала, кратко. Лид является своеобразной приманкой для читателя. Поэтому авторы прямо рекламируют свой пост в первых двух строчках: сегодня будет интересный пост, спорим, что про такое вы никогда не читали...
В ЖЖ, как и во всем интернете, присутствуют все функциональные стили: художественный, официально-деловой, научный, разговорный. Последний, конечно имеет особое значение. И не только для видеоконтента, но и для тестового контента. Ориентация на разговорный стиль, живую спонтанную речь – главная примета интернет-коммуникации.
Ресурс специализируется на лонгридах. Поэтому многие ЖЖ-авторы используют художественный функциональный стиль, предлагая своим читателям небольшие рассказы. Чаще всего от первого лица. Это в традиция ЖЖ, так как он создавался именно как площадка для ведения электронных дневниковых записей.
PESEN_NET
Нас позвали замуж. Это финал. Я прошёл Игру!
Пошаговая стратегия ОТЕЦ начиналась с простых заданий. Нащупать и соединить в темноте две фигуры. Помню, было много радости.
Теперь же, на высших уровнях – нуар и треш. Я плету интриги, слежу за кустами в бинокль, не сплю вообще никогда.
Пару дней назад так называемые дети пошли гулять в лес. И случайно вышли к моргу. И тот, кого я называю про себя "потерпевший" сказал:
– Маша, вот если бы я позвал тебя замуж возле морга, ты бы что ответила?
Не случайно именно посты блогеров ЖЖ первыми стали издавать в качестве отдельных сборников. Например, издательство АСТ основало серию "ТОП 30 LiveJournal".
В ней вышла и моя книжка "Я-муары", составленная из дневниковых записей, размещённых ранее именно в ЖЖ. То есть пересечение онлайн-тексты легко переходят в офлайн, и эти книги охотно читают в бумажных версиях.
Во всем мире сейчас книги блогеров выходят огромными тиражами. Это десятки и даже сотни тысяч экземпляров. В США некоторые блогеры продают книги миллионными тиражами. Еще в 2004 году The New Yorker предсказывал, что выход блогеров в офлайн станет настоящим культурным феноменом.
Графическая стилистика. В ЖЖ тяжело приживаются эмодзи и пиктограммы. Зато смайлики, зачёркивание – литуративы, лаптоп, то есть все то, что существовало ещё на заре Рунета, представлено обильно. Литуратив – популярная игровая стратегия в ЖЖ. Он позволяет авторы оформить при помощи зачеркивания фрагмент текста. Если зачёркивание на письме используется для уничтожения части текста, указывает адресату, что то, что зачеркнуто, надо игнорировать, не читать, то игровое зачёркивание в блогах – привлечение особого внимания к тому, что автор зачерпнул.
Это игровая стратегия, в основе которой понимание, что набор авторского текста в оффлайне не требует зачеркиваний в том случае, если автор хочет убрать часть текста. Тогда как намеренное перечеркивания слов требует дополнительных усилий и привлечения редакторской клавиши "зачеркнуть". Литуратив не используется в других социальных сетях и мессенджерах.
В ЖЖ активно применяется гипертекст – ссылки на другие тексты внутри материала. Это обусловлено тем, что все новости в Живом журнале вторичны – блогеры только интерпретируют новостную ленту. Если даже текст не построен на общезначимой новости, то все равно, как правило, автор дает ссылку на свои предыдущие тексты по похожей тематике. Кроме того, сам ресурс автоматически выставляет после поста ссылку на предыдущий пост автора . Интересно то, что во всем интернете гиперссылки помогают делать информацию надличностной, тогда как в ЖЖ информация из разных источников становится именно мнением одного лица. Ракурс, авторская оценка – это то, что ищет читатель в Живом журнале. Поиск смыслов и интерпретаций – важный запрос читательской аудитории Рунета, который превращает блогеров в "лидеров мнений".
В конце материала обычно размещаются хештеги.
Хештег можно определить как особым знаком выделенный, маркированный элемент предложения или текста, который имеет специальный коммуникативный статус, и определяется авторской интенцией. В ЖЖ теги, скорее, номинации для поиска однородных материалов. Очень много игровых тегов: околоисторическое, былоЭ, матьПеремать.
ФБ
Фейсбук – это, условно говоря, промежуточное звено между ЖЖ и Инстаграмом. Тут, как и в Живом журнале, могут быть объёмные художественные тексты, аналитические статьи, обзоры, рецензии, но чаще пост состоит из картинки и небольшой сопроводительной записи. Если Живой журнал создан для авторского контента, то ФБ все же в большей степени для общения и обмена информацией, что и обусловливает стилистические особенности этой площадки.
Сила ФБ в персонализации. Фейсбук – это прежде всего визитная карточка, на что указывает информация в верхнем левом углу виртуальной страницы: образование, семейное положение, должность, опыт работы...
Это, как и ЖЖ, площадка "для взрослых".
Здесь авторы оставляют разного рода информацию "для друзей": от бытовых подробностей личной жизни до ссылок на ту информацию, которая заинтересовала юзера. Если пост в ЖЖ требует от автора, как правило, развёрнутого высказывания по заявленной теме, то тут достаточно одной картинки. И не обязательно авторской. Котики, мемы, открыточка вполне допустимы в ленте ФБ, но вызовут недоумение в ЖЖ.
Аватара здесь, как правило, личная фотография владельца страницы, никнейм – реальное имя пользователя. Однако есть набор рамок, которые можно использовать для авы. Это, например, праздничные рамки к определенным датам или те рамки, которые показывают отношение юзера к тем или иным актуальным события в онлайне: белая лента, триколор...
Гиперссылки используются, но не так активно, как в ЖЖ. Фейсбук не любит указания на сторонние источники и ограничивает подобные посты в показах.
Пост, как и в ЖЖ, дополнен комментариями фолловеров. Есть система тегов. Теги, в отличие от ЖЖ, несут более содержательную функцию. При помощи тегов нередко оформляется флешмоб. Например, флешмоб #10YearChallenge, в рамках которого пользователи сравнивают свои фотографии 10 лет назад и сейчас.
Графическая стилистика. В ФБ гораздо активнее, чем в ЖЖ, используются смайлы, эмодзи, пиктограммы. Так создаётся иллюзия эмоционального, яркого высказывания, что очень подходит для ситуации непосредственного общения, иллюзию которого и предлагает нам ФБ.
Особое место в социальных сетях занимает Инстаграм. Это площадка для размещения фотографий. Текст здесь – пояснение к фото. Особое значение имеют хештеги, которые включают в себя и эмодзи, и пиктограммы.
Любое СМИ, имеющее свою страницу в Инстаграме, адаптирует контент под молодежную аудиторию и выводит на первый план привлекающую внимание картинку. Можно посмотреть, как Лента трансформирует заглавие, текст и визуальный ряд, размещая свой контент в Инстаграме.
Пост в блоге может выглядеть так: красивая фотография блогера и подпись: alinavalitovaMEOW! @polek офигенно меня сфотографировала • на мне sweater @zara • tights @tezenisofficial • hat @hm • bag @loveweavesbags from @tkmaxx • brooch @mineralweather #отстилизуйсебясама.
Часть хештегов – указание на бренды, своеобразная гиперссылка. Инстаграм превращается в электронный магазин. Большое значение в Инстаграме имеет видеоконтент. Графическая стилистика представлена в полном объеме.
Люди уже привыкли пользоваться социальными сетями и мессенджерами – LiveJournal, Facebook, «Вконтакте», Instagram. Контент на этих платформах получают прежде всего друзья и подписчики пользователя. Но за последние три года в мире социальных медиа произошла тихая революция. Появилась совершенно новая категория платформ с алгоритмическими фидами: TikTok, Toutiao, Дзен.
Платформы становятся гибридными: контент распространяется не только среди друзей и подписчиков, но и в зависимости от интересов пользователей. Даже классические платформы – Youtube, Instagram, Facebook – создали отдельные вкладки с трендами и фактически тоже становятся алгоритмическими фидами по интересам.
Дело в том, что пользователь хочет читать не только посты своих друзей, он готов получать актуальную и разнообразную информацию.
Одна из новых площадок, работающая именно по такому принципу, – это Яндекс.Дзен, которая может обеспечить своим авторам показы на огромную аудиторию Яндекса.
Для Дзена, как и для ЖЖ, особенно важна "шапка" материала – название и лид. Читатель в ленте видит заголовок и два первых предложения. Однако в Дзене обязательна картинка, под которой и размещены название и лид. Поэтому интересная фотография или необычный рисунок здесь необходимы. Иногда даже первичны по отношению к тестовым элементам: читатель видит прежде всего картинку.
Редакционная политика платформы не позволяет авторам использовать кликбейт: если заголовок расценивается алгоритмом как кликбейт, авторский канал будет пессимизирован, а при повторных нарушениях – удалён. Название должно строго отражать то, о чем идёт речь.
Но, как часто бывает, практика расходится с теорией достаточно сильно. Так, в конце 2019 года премия за лучший рекламный текст была присуждена Дзеном публикации вот с таким названием.
Если принять во внимание, что это реклама сайта репетиторов для школьников, то становится ясно: мы здесь встречаемся не просто с кликбейтом, но и с нарушением этической нормы.
Сами тексты на платформе очень разные: от лонгридов до нарративов. Под нарративом в Дзене понимается рассказ, состоящий из нескольких картинок (не менее 5) с кратким текстовым пояснением. Такой формат платформа активно продвигает.
Графическая стилистика примерно та же, что и в ЖЖ. Функция тегов – определительно-навигаторская.
Площадка находится в процессе становления, но является потенциально интересной и перспективной для авторов.
Интернет – это тот коммуникативный канал, в недрах которого развивается и формируется современный стилистический материал. Интернет-стилистика – феномен, выходящий за рамки собственно текста, поэтому необходимо изучать стилистические особенности разных социальных сетей, оказывающих непосредственное влияние на авторский стиль и оформление текстов.
Литература
- Клушина Н. И., Николаева А. В. Стилистика интернет-текста. Москва, 2019
- Николаева А. В. Кликбейт в СМИ // Русская речь. Москва, 2018. № 3. С. 43–47
- Николаева А. В. Интернет-текст как новый вид коммуникации // Русская речь. Москва, 2016. № 3. С. 46–50.
- Пиперски А. Ч., Сомин А. А. Литуративы в русском интернете: семантика, синтаксис и технические особенности бытования // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 29 мая – 2 июня 2013 г.). 2013. No 12 (19). С. 605–618.
- Словарь языка интернета.ru / под редакцией М. А. Кронгауза. Москва, 2016.
- Солганик Г. Я. Стилистика текста. Москва, 2015.
- Тошович Б. Интернет-стилистика. Москва, 2015.
связь