Интервью – ток-шоу – подкастинг: классика жанра в контексте медийных трансформаций

Интервью – ток-шоу – подкастинг: классика жанра в контексте медийных трансформаций

Автор: Куницына Наталия Викторовна, канд. филол. наук, старший научный сотрудник кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Стремительно развивающиеся интернет-технологии вносят значительные корректировки во все сферы общественной жизни. Классические жанры, распределяемые по характеру сообщаемого (информационная, аналитическая, художественно-публицистическая журналистика), обретают современную медийную значимость. «Интервью – ток-шоу – подкастинг» – эта смысловая парадигма неразрывна в контексте медийных трансформаций. Диалогизированная форма речи, комментирующий тип информирования – целевые критерии разговорных жанров, обретающих высокую степень популярности и в СМИ, и в подкастах в частности. «Журналистика погружения» интегрирует мультимедийный контент, что создает условия для развития жанровых трансформаций. Авторские интенции ведущего-интервьюера создают нарративный речевой план, таким образом достигается эффект «обратной связи». Современное речетворчество порой преступает границы языковой нормы, задача журналиста – сохранить культурные традиции и не забывать о том, что игровая стратегия «привлечения внимания» не должна превышать стилевые границы журналистского формата. 

Ключевые слова: медиажанр, медиаформат, «журналистика погружения», универсальный журналист, авторские интенции, диалогические «модусы», медиасобытия, экосистема, легитимизация. 

Жанровые медиатрансформации – неотъемлемая часть экосистемы «ИТ – телекоммуникации – медиа». «Современная медиасистема объединяет самые различные предприятия, отличающиеся по ряду параметров, прежде всего:
  • по формам репрезентации действительности, программным стратегиям;
  • по типам каналов и технологий распространения;
  • по профессиональным стандартам, этическим ценностям, типам журналистских культур, представленных в редакциях;
  • по организации собственности и способам измерения доходов;
  • по социально-демографическим и стилевым характеристикам аудитории». 
Без сомнения, онлайн- и офлайн-журналистика конкурентоспособна на рынке информации: оперативность, доступность, широкий охват аудитории – все это определяет качество массмедийных моделей. В структуре медиапотребления важны статистические характеристики нишевой целевой аудитории. Стремительно развивающиеся интернет-технологии вносят значительные корректировки во все сферы общественной жизни. Классические жанры, распределяемые по характеру сообщаемого (информационная, аналитическая, художественно-публицистическая журналистика), обретают современную медийную значимость. «Интервью – ток-шоу – подкастинг» – эта смысловая парадигма неразрывна в контексте медийных трансформаций. Журналистика воспроизводит диалогический формат речи, создавая условия для интеграции разных языковых уровней. М.М. Бахтин разработал теорию речевого общения и выделил «диалогичность» как основной критерий смены «смысловых позиций». Открывая границы устной и письменной речи, диалог детерминирует мыслительный процесс: «Языковое общение в принципе диалогично, более того, диалогичность – это форма существования языка в речи». В современных условиях медиатизации речевое общение становится предметом изучения смежных наук: лингвистики и психологии, лингвистики и культурологии. Интервью, как и все классические жанры журналистики, претерпело модификацию. Сейчас невозможно представить массмедийную систему без таких процессов, как конвергентность и интерактивность. Дайджест-интервью, дайджест-очерк, интервью-обзор – такая конвергентная жанровая вариативность воспринимается как продолжение речевой диалогизации. В информационно насыщенном мире воспроизводятся разные речевые модели: нам приходится все время с кем-то беседовать, что-то доказывать, постоянно конкурировать и отстаивать свою точку зрения. Социальные сети – яркий пример речевой насыщенности и перенасыщенности, слова растворяются в потоке ненужных амбиций и общих фраз. Но это другая тема нашего исследования. Конечно, жанр интервью будто приспосабливается к медийной ситуации. Кто будет слушать скучно-правильного ведущего и тем более следить за его беседой с интервьюируемым? Яркая личность выходит за рамки рыночного спроса и потребления, создается персонифицированный авторский стиль. Таким образом, современная интерглобализация не только утверждает власть технократии, но и укрепляет стремление человека к интеллектуальному самосовершенствованию. Интервью – ток-шоу – подкастинг – эти диалогические «модусы» взаимосвязаны в контексте новых информационных стратегий и тактик. Медиажанры не могут развиваться без учета специфики медиаформата. Понятия «медиажанр» и «медиаформат» отнюдь не синонимы, их значение выстраивается по принципу родовидовой парадигмы. «Медиаформат – это некая журналистская “величина”, определяющая качество медиатекста, который, в свою очередь, создается с соблюдением классических законов жанроведения. Возможна синонимическая замена – медиаформат или стилевой облик медиа». Медиажанр в какой-то степени подстраивается под стилевые законы медиаформата. Например, в формате сетевого общения популяризируются разговорные жанры: желание не только слышать, видеть, но и участвовать в обсуждении, в дискуссии – таков стимул для развития журналистского мастерства. Медиажанры, расширяясь и совершенствуясь, синтезируют опыт публичной деятельности людей, желающих найти свою аудиторию. Конечно, термин «подкаст» вошел в лексическую языковую систему уже в конце прошлого века, а сейчас популярность подкастов в соцсетях стала всеохватывающей. Такие характеристики, как периодичность, воспроизводимость, интерактивность – первичны для создателей подкастов. Речетворчество всегда было и остается движущей силой развития междисциплинарных наук. Широта коммуникаций – это почва для интеграции жанроведения, когда медиажанр принимает законы медиаформата, что обусловлено потребительскими запросами аудитории, готовой к активному диалогу, беседе. 

Формат радиовещания предусматривает неограниченные возможности визуализации, все программы можно прослушать и просмотреть онлайн. «Журналистика погружения», когда сделан акцент на авторские интерпретации и комментарии, занимает ведущее место в эфирном пространстве «Радио России». «“Радио России” – единственная федеральная радиостанция общего формата, производящая все виды радиопрограмм: информационные, общественно-политические, музыкальные, литературно-драматические, научно-познавательные и детские». Более 160 передач – эта цифра впечатляет, и, конечно, такой функциональный контент предполагает жанровое и тематическое многообразие. Кроме того, авторский формат ток-шоу лидирует в «золотом фонде» радиостанции. В конце эфирного ток-шоу «Российский радиоуниверситет» ведущий Дмитрий Конаныхин отсылает нас к сайту и подкастам. В меню своего канала в YouTube журналист подчеркивает: «Это мой частный канал – автора и ведущего ежедневной программы “Российский радиоуниверситет” “Радио России”, писателя и инженера. Здесь я выражаю исключительно мое личное мнение об истории и новинках космоса, физики, техники и технологий». Д. Конаныхин микширует эфирный контент, и этот принцип соответствует трендовой политике СМИ. Универсализм прослеживается в методике подачи фактологического материала. Композиционный прием – цикличность рубрик – эксплицирует тенденцию диалогизации: слушатели готовы обратиться к онлайн-просмотру. Подкасты YouTube классифицированы по тематическим рубрикам. Приведем пример из цикла «Ливонские войны». Знать историю – наверное, это не самоцель, но соотносить факты, обращаться к документальному архивному материалу – это расширение кругозора, культурный ход помогает ориентироваться в многообразии тем. Открываем плей-лист 12 видеоподкастов «Забытые Ливонские войны»: беседы с кандидатом филологически наук М. Бредисом – это увлекательное путешествие в эпоху Средневековья. Можно узнать не только о судьбе и истории Тевтонского ордена, Ордена меча, о периоде борьбы языческого и христианского мира в XIII веке, но и о пути развития русского национального сознания. Подкасты предполагают диалог интервьюера и интервьюируемого, но Д. Конаныхин, претендующий на создание авторского интернет-сообщества, дает лишь комментарии к лекциям М. Бредиса. Фактологический набор дат и событий затушевывает особенности средневековой культуры: значения слов «крестоносцы» и «пилигримы» воспринимаются как контекстуальные синонимы, интересно выявить различие этих понятий. Именно такая смысловая дифференциация дает возможность понять противоречия эпохи Средневековья с его кровавыми войнами и религиозным миссионерством. Курс лекций М. Бредиса стоит разделить на рубрики – для студентов, школьников и для широкой аудитории. Нельзя не оценить стремление Д. Конаныхина расширить парадигму «интервью – ток-шоу – подкастинг». Авторская стратегия и тактика ведущего – как можно ярче преподнести событие, как можно лучше наладить «обратную связь». Несомненно, методика создания подкастов – новая: профессиональные навыки режиссера, актера, журналиста находят свое воплощение в творческих экспериментах и поисках. Приспосабливаясь к современным технологиям, нужно развивать и совершенствовать культурологические синтезированные модели. Комментирующий стиль коммуникации, к сожалению, приводит к избыточным интенциям, интервьюер порой увлекается своими рассуждениями, слушатель понимает, как журналист старается привлечь внимание прежде всего к себе, а не к событию. Такое избыточное позиционирование обусловлено всеобщей погоней за брендами и трендами. Саморекламирование происходит невольно, оставляя позади культуру слова и стилистику жанра. С точки зрения медийных трансформаций интервью – ток-шоу – подкастинг, программа Д. Конаныхина «Российский радиоуниверситет» заслуживает внимания людей разных профессий. Во-первых, речь идет о конвергентности и интерактивности массмедиа, редакции в частности. Во-вторых, представлен богатый материал для исследования новых путей развития брендовой стратегии радиоэфира. Выход в соцсети и грамотная интеграция – процесс долгосрочный и, безусловно, оправданный. 

Нельзя не отметить, что подкастинг как новый медиаформат обретает все большую популярность в американской журналистике. Понятие «журналист» расширяется: для создания подкаста важно обрести навыки создания личного бренда, найти свою целевую аудиторию. Мультимедийная ситуация спроецирована на интеграцию брендовых ролевых моделей. Имя Ларри Кинга ассоциируется с закреплением на рынке информации такого жанра, как ток-шоу. Сегодня журналистская деятельность Элен Дедженерес и Джо Рогана, без сомнения, достигает высокой степени рейтинга репутации и популярности. 

Джо Роган

Джо Роган – один из ярчайших представителей современного шоу-бизнеса США. Проявил себя во многих сферах: как прекрасный актер, великолепный сценарист, неподражаемый спортивный комментатор, талантливый ведущий и остроумный юморист. Роган работал над ТВ-шоу «Фактор страха» («Fear Factor»), как ведущий американской версии программы. В декабре 2009 г. Роган начал вести подкаст, который до мая 2020 г. транслировался на Ustream и YouTube. В подкасте участвовали разные гости, с которыми Джо обсуждал текущие события, политику, философию, хобби, историю и т. д. У него прекрасное чувство юмора. Примечательна передача еще и тем, что двух-трехчасовой разговор обычно ведется в виде диалога, непринужденной беседы и обычно без заготовленных тем или сценария. Гостями становились известные журналисты, ученые, писатели, мастера боевых искусств и даже просто друзья Джо. Подкаст носит название The Joe Rogan Experience и насчитывает более тысячи выпусков. Основной жанр – ток-шоу.

Эллен Дедженерес

Американская актриса, телеведущая и комедиантка. В сентябре 2003 г. Эллен Дедженерес стала ведущей собственного дневного ток-шоу «Шоу Эллен Дедженерес». Данное шоу выходит в эфир каждый день (с перерывом на лето), начиная с 8 сентября 2003 г. Переводя на язык цифр, это 15 лет, 16 сезонов, 2700 эпизодов и целая россыпь наград: одних только «Эмми» в коллекции телепередачи около 40. За все это время шоу умудрилось не растерять аудиторию: февральский выпуск с Мишель Обамой, посвященный 60-летию самой Эллен, побил рекорд популярности шоу трехлетней давности. Эллен Дедженерес, как и многие актеры, еще и сценарист, а также член Американской федерации работников телевидения и радио и Гильдии сценаристов Америки. Основной жанр – ток-шоу.

Ларри Кинг

Ларри Кинг родился 19 ноября 1933 г. в Нью-Йорке и умер в январе 2021 г. Его ток-шоу «Larry King Live» выходило на телеканале CNN в течение 25 лет и попало в Книгу рекордов Гиннесса. Телеведущему дали интервью более 50 тыс. человек, среди которых президент России Владимир Путин, первый президент СССР Михаил Горбачев, все президенты США, начиная с Ричарда Никсона, боксер Майк Тайсон, музыканты Пол Маккартни и Фрэнк Синатра. Неотъемлемыми деталями имиджа телеведущего были подтяжки и очки.

В 2010 г. Кинг заявил об уходе с телевидения, однако в 2013 г. начал вести передачу «Larry King Now» на телеканале RT America. Основной жанр – ток-шоу.

Учитывая данную информацию, важно сделать акцент на стилевой направленности журналистики: просветительской (Ларри Кинг), рекреативной (Эллен Дедженерес), легитимной (Джо Роган). Ток-шоу Ларри Кинга открыло путь для обсуждения политических и общественных тем в контексте непринужденной беседы. Зритель не только следит за беседой, но и с интересом ждет ответов собеседника, потому что вопросы интервьюера заставляют думать, анализировать, соотносить факты и мнения. Книга Ларри Кинга «Как разговаривать: с кем угодно, где угодно и когда угодно» – современный бестселлер – рассчитан на широкую аудиторию: будь то журналист или специалист в области пиар-психологии. Эллен Дедженерес презентует рекреативный стиль журналиста-актера: авторское «я» первично, гости вовлечены в драматургию сценического действия. Кроме того, достигается эффект «обратной связи»: студийная аудитория – гость – ведущий. Ролевая игра, конечно, подчинена авторскому сценарию, но поражают спонтанность, непринужденность, интеллектуальный авторский шарм. Гости невольно принимают правила игры, ток-шоу Эллен Дедженерес – блистательный пример искусства слова, мимики и жеста. 

Легитимное направление журналистики отражает публичную деятельность человека, который не только оценивает правовые законы общественно-политической жизни, но и отстаивает стратегию свободных диалогов и мнений. Без сомнения, легитимация интегрирует разные области науки. «Стратегии легитимации могут быть как открытыми («хорошие дети не таскают кошку за хвост»), так и намеренно скрытыми (тексты средств массовой информации), нацеленными на формирование альтернативной социальной реальности. Подобная скрытая легитимация выглядит оторванной от непосредственного социального контекста и практического применения, однако, создавая в обществе новые структуры «знания», может быть использована для создания новых социальных институтов». Нельзя не учитывать, что учение о легитимации спроецировано на многостатусный уровень интернет-пространства. Качество информирования становится первостепенным критерием журналистики, работающей по принципу интердискурсивных практик. Можно ли назвать Джо Рогана профессиональным журналистом? Созданные им подкасты иллюстрируют синтез разных направлений публичной деятельности. Но прежде всего это публицистический, авторский принцип оценки медиасобытий. Исходя из классических законов жанроведения (публицистические и художественно-публицистические жанры), нужно сделать акцент на имплицитном выражении авторской позиции. Классика жанра в подкастах в какой-то степени претерпевает изменения: достигается эксплицитный эффект «погружения» – адресат становится ведомым, вовлеченным в живую речевою парадигму. Такие понятия, как «конвергентная гонзо-журналистика», «журналистика погружения», логически выстраивают интердискурсивную систему ценностей.

Прежде чем перейти к анализу подкаста как стилевого медиаформата, нельзя не остановиться на беседе Джо Рогана и Джордана Питерсона «Кто такой Джо Роган?» (12 марта 2021 г.) Публицистическая, в частности сетевая сфера общения, – наиболее открытый сегмент информационного пространства. Джо Роган и Джордан Питерсон обладают удивительным даром – быть честными и перед самими собой, и перед аудиторией. Мы видим, как понятия «социальная ответственность» и «иерархия ценностей», разработанные ученым-психологом, находят свое продолжение в миропонимании Джо Рогана. Важно сделать акцент не только на содержательной стороне такого явления, но и на стилевых особенностях публичных выступлений. «Комментирующий тип подачи информации – важная жанровая тенденция современных массмедиа. Комментарий специалистов или журналистов? Такая постановка вопроса далеко не альтернативная. В зависимости от целевой направленности информации делается акцент на расширенном или узкоспециализированном комментарии, который структурируется по принципу событие – медиасобытие – медиатекст». 

В беседе с Джорданом Питерсоном Джо Роган рассказывает, как создает одночасовой standup comedy для Netflix. Сначала прорабатывается небольшой формат стендапа и апробируется на практике: восприятие аудиторий – первый критерий оценки качества. И постепенно, из каждодневных наблюдений, размышлений, планов и черновиков рождается целостная программа. Основной стилевой принцип Джо Рогана – соблюдение логики «событие – медиасобытие – медиатекст» – находит свое закономерное продолжение в формате подкастов. В гостях у Джо Рогана – люди разных профессий: ученые, спортсмены, режиссеры. Реалистичность, документальность, фактологичность определяют характер разговорного эфира. Также достигается синтез реалистического и сатирического, событийного и авторского. Приведем краткий обзор подкастов «Академия Джо Рогана» – многоуровневой сетевой платформы.

«“Подкаст Joe Rogan Experience” теперь на русском! Стендап-комик и ММА-популяризатор Джо Роган приглашает интересных гостей, которых не увидишь ни в одном другом подкасте. Разговор без купюр. Только в этом подкасте новые переводы по будням каждый день. Дата регистрации – 23 февраля 2018 г.» Один из постоянных гостей «Академии Джо Рогана» – Илон Маск, а симбиоз человека и искусственного интеллекта – одна из важных проблем современности. Беседуя с Илоном Маском, Джо Роган ведет своего собеседника по пути осмысления вопроса: «Как вера, религия могут жить или выжить в условиях ускоряющихся технологий искусственного интеллекта?». Джо Роган просто и ясно подводит Илона Макса к обсуждению мировых проблем. Диалог интервьюера и интервьюируемого отличается непринужденностью, исключая фамильярность. Мы слышим наших современников, которые не прочь поделиться с нами своими представлениями о жизни, науке, о том, как лучше выстраивать свою систему ценностей. В речи Джо Рогана немало разговорно-экспрессивной лексики, но свободный стиль повествования не умаляет содержания. Известно, что в сетевых сообществах разговорный «план» преобладает, и поэтому стоит учитывать законы функционально-нормативной стилистики. Экспрессия отнюдь не умаляет культурный потенциал собеседников. В отличие от обилия просторечий, используемых в соцсетях, в подкастах Джо Роган соблюдает стилистический принцип «экспрессия – стандарт». 

Подкасты, посвященные научной деятельности Илона Маска, нужно воспринимать в едином контексте, чтобы понять, как одна тема продолжает другую. Например, «Джо Роган и Илон Маск – новый подкаст» (14 февраля 2021 г.) – речь идет о возможности появления новых цивилизаций. Без сомнения, если не учитывать контекст предыдущих подкастов, нельзя оценить одержимость Илона Маска освоить неземные цивилизации. Структурирование подкастов напоминает библиотечный каталог, когда можно выбрать рубрику и открыть книгу на нужной странице. А что мы узнаем о новациях современной науки, слушая беседу Джо Рогана и Гаретт Райзмана «Когда твой начальник – Илон Маск» (8 июля 2020 г.)? Мы узнаем об уникальной организованности и трудоспособности человека, сумевшего объединить исследования ученых и инженеров и создающего дом своей мечты. Конкретные факты придают общему контексту убедительность, что привлекает целевую аудиторию. Гаретт дает характеристику своему начальнику – «ходячая фабрика по производству идей». Такая экспрессивная метафора – отнюдь не красивые слова. Действительно, Илону важно сохранить свое наследие, важно, чтобы его изобретения не только были плодом творческой фантазии, но и приносили реальную пользу. Он знает технологию машиностроения и ракетостроения. Не просто классифицирует опыт инженеров и ученых, а участвует в создании техники XXI в. 

Подкастинг раздвигает границы времени и пространства, словесного и визуального ряда. Прежде всего мы попадаем в мир автора-рассказчика, композиционный прием «рассказ в рассказе», динамика диалогического восприятия действительности конструируют коммуникативно целостное сетевое сообщество. Джо Роган – это бренд, конкурирующий на рынке информации, которая, к сожалению, перенасыщена модными предложениями. Совершенствовать свой качественный медиапродукт помогает Джо его жизненный опыт профессионального спортсмена, актера, оратора. Можно изучить нарративные практики, применяемые сейчас в разных областях жизни, но создать свою творческую мастерскую под стать мастеру своего дела. Речеповеденческий нарратив стал модным брендом на сетевых платформах. Рассказать свою историю – эта интенция подразумевает проецирование пиар-плана и рекламных манипуляций. Возвращаясь к истокам термина «нарратив», нужно сделать акцент на особенностях постмодернистского мышления. Термин «сказовое повествование» потерял свою значимость, разработанный В.В. Виноградовым план «образа автора» трансформировался в «медийное погружение». Нельзя не согласиться с Д. Питерсоном, утверждающим, что идеи стали управлять человеком. Без сомнения, новации делают исторический прогресс диалектически интердискурсивным, но игровые технологии не могут властвовать над человеческим разумом. В сетевых сообществах пользователи рассказывают свои «истории», и это становится правилами сетевых стратегий. Если рассмотреть логическую парадигму «интервью – ток-шоу – подкастинг» в контексте ценностной картины мира, то откроются пути к самосовершенствованию. Л.В. Щерба писал: «Каждая стилевая разновидность языка вызывается к жизни функциональной целесообразностью». Удивительно то, что эти слова ученого не потеряли актуальности в интерактивной картине мира XXI в. 

Обращаясь к прошлому отечественной филологии, нельзя не отметить цикличность накопленных знаний. Современная теория и практика медиалингвистики модифицирует законы функциональной стилистики (стилистика языка и стилистика речи). В процессе социокультурного развития «стилевые разновидности языка» проецируются по шкале дискурсивных и интердискурсивных практик, «функциональная целесообразность» определяет нишевое структурирование медиамира. Происходит некое перераспределение институциональных ролей: журналистика и СМИ становятся частью, с одной стороны, «культурной индустрии», с другой стороны, социальных дискурсов (социальные сети, PR, реклама). Таким образом, «целесообразность» воспринимается как своеобразный вечный двигатель медиасистемы. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
  2. Грибачева Н.В., Глушкова Н.М. Конвергентная журналистика и журналистика погружения: обзор стратегий (де)легитимации // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сб. ст. Орел: Орловский гос. ин-т культуры, 2019. С. 44–54. 
  3. Кожина М.Н. О диалогичности письменной научной речи. Пермь: ПГУ, 1986. 91 с.
  4. Куницына Н.В. Медиаформат как стилевой облик современной журналистики // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Орел: Орловский гос. ун-т культуры, 2013. С. 183–193.
  5. Куницына Н.В. Синтез медиажанров: о некоторых тенденциях развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2015. № 18 (215). Вып. 27. С. 14–16.
  6. Куницына Н.В. Ток-шоу в формате радиоэфира (научно-просветительская программа «Российский радиоуниверситет») // Журналист. Социальные коммуникации. 2020. № 3 (39). С. 53–54.
  7. Куницына Н.В., Виноградский В.С. Конвергентные жанры в современной периодике // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5, № 3. С. 370–381.
  8. Медиасистема России / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2017. 384 с.
  9. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. 188 с.

Возврат к списку




Наши научные издания
Обратная
связь