Телевизионный канал Discovery Channel в YouTube: анализ поликодового текста

Телевизионный канал Discovery Channel в YouTube: анализ поликодового текста

Автор: Куницына Н. В., канд. филол. наук, старший научный сотрудник кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
 
Аннотация: Социальные сети открывают для российских телеканалов новые медийные границы, помогают сегментировать целевую аудиторию. Внеязыковые и языковые основы параграфики – это единая система текстообразования: учитываются стилистическое богатство русского и латинского алфавита, а также цветовые, шрифтовые, графические средства изображения. Визуализация информации расширяет возможности Интернет-ресурсов. Успешные коммуникативные модели интегрируют семиотическую вариативность: информация в концентрированном знаковом виде требует соблюдения композиционной целостности и целесообразности.

Ключевые слова: журналистский текст, поликодовый текст, параграфические средства, стилистическая креативность, конвергентность, интерактивность, интердискурсивные механизмы сетевой коммуникации, профильность целевой аудитории, качество медиапотребления, гипертекстуальное и мультимедийное обновление контента.

Вступление
Анализ поликодового текста в сетевом пространстве представляется интересным как для медиалингвистов, так и для журналистов. Нишевое структурирование СМИ было и остаётся отправной точкой для стилистических и типологических исследований журналистского текста. Нельзя не отметить, что медиадискурсы интегрируются в многофункциональном онлайн и офлайн-контексте, таким образом, интердискурсивность становится ключевым понятием ценностной картины мира. Кроме того, информационная политика масс-медиа расширяется, медиатизируется и в то же время развивается в направлении специализации знаний. Процесс самоидентификации становится важным ценностным критерием, что позволяет говорить о «цифровом перераспределении власти» в СМИ. «Сейчас встает вопрос о трансформации медиаиндустрии в новую экосистему, объединяющую медиа, ИТ и телекоммуникацию. Очевидно, что дальнейшее развитие поставит и новые вопросы о природе, характере, формах существования средств массовой информации и медиасистемы в целом в конвергентных условиях». Формат Youtube, как и другие Интернет-платформы, отвечает требованиям мультимедийных технологий и входит в рейтинг самых популярных ресурсов всемирной сети. Стоит учитывать, как динамично развиваются конвергентные редакции СМИ, как выявляются все возрастающие медиаресурсы электронных платформ. Несомненно, ориентация на целевую аудиторию имеет первостепенное значение в деятельности PR-компаний.
Процесс «вовлечения аудитории» многоступенчатый, предполагающий:
  • отбор информационного материала в соотнесенности с позиционированием издания в социальных сетях;
  • создание поликодового текста по принципу лаконичного дизайна: текстовый комментарий – пост. Кроме того, актуализация медиасобытия – это завершающий этап в подготовке контента. Текст на посте и тексты после поста должны синтезировать стилистическую модель «стандарт-экспрессия». 
Социальные сети открывают для российских СМИ новые медийные границы, помогают сегментировать целевую аудиторию. Несомненно, поликодовый текст – новая форма подача информации – воспринимается как модификация журналистского текста, таким образом, расширяются компетенции журналистов в области смежных наук. Языковые и внеязыковое основы параграфики – это единая интегрированная система текстообразования: учитываются стилистическая вариативность русского и латинского алфавитов, а также цветовые, шрифтовые, графические средства изображения. Визуализация информации как неотъемлемая часть Интернет-ресурсов. Успешные коммуникативные модели интегрируют семиотическую вариативность: информация в концентрированным знаковом виде требует соблюдения композиционной целостности и целесообразности.

Поликодовый текст. Интердискурсивный аспект анализа.
Интердискурсивное исследование современного языка, и как его порождение текста, имеет большое значение и для ученых, и для практиков. Несомненно, конвергентные медиамодели являются важной составляющей журналистского текста, в котором синтезируются разные жанры и формы повествования. Журналистский текст обретает интердискурсивную значимость, что отражается в проецировании поликодового текста. Поликодовость как неотъемлемая черта современного медиамышления создает новое проблемное поле для исследователей. «Незамкнутый», «нелинейный» текст требует иной практики чтения и, соответственно, новых подходов к его анализу: такой текст должен быть не только содержательным, но и визуально информативным. Современные технологические платформы позволяют использовать широкий диапазон средств визуализации содержания. Важное значение имеют иллюстрации и инфографика, а также параграфические средства: значки геолокации, эмодзи, графические элементы бренда, цветовая гамма шрифта, фоновые эффекты. Эти и многие другие средства визуализации содержания используют в сетевой коммуникации многие бренды. Во всех массмедиа активно реализуются поликодовые модели. Наличие параграфических невербальных средств – отнюдь не основное условие функционирования поликодового текста. Семантические компоненты – вербальные и невербальные – взаимообусловливают единую структуру. Параграфические средства должны расширять содержательный контент. Можно выделить основные приемы поликодового текста:
  • синтез разных медийных моделей: жанровых, событийных, параграфических; - проецирование новой коммуникативной парадигмы; - ориентация на определенный сегмент целевой аудитории;
  • развитие стратегии брендовой политики российских медиа.
«С развитием конвергентных редакций газет и журналов в значительной степени меняется содержание работы и профессиональные компетенции журналистов». Конечно, телекомпании также активно вовлекаются в процесс конвергенции и медиатизации. Журналистский текст репрезентирует определённую медиамодель, когда акцент делается на взаимопроникновении разных жанров. Важно отметить, что менеджмент репутации и популярности российских масс-медиа обусловливается требованиями современного информационного рынка. Приведем пример презентации телевизионного канала Discovery Channel в формате Youtube. Задача поликодового текста соотносится с интердискурсивной журналистской установкой: необходимо интегрировать рекламный, лингвострановедческий, научно-познавательный дискурсы. Сделан акцент на таком жанре, как обзор, то есть поликодовом тексте “на посте”. Стандартное структурирование: тезис – аргумент – комментарий – обусловлено основным контентным, механизмом – стандарт-экспрессия. Важно целенаправленно подвести адресата к текстовой интенции (коммуникативное намерение): “Смотрите прямо сейчас!” “Не пропустите важную информацию!” “Подписывайтесь на наши соцсети!”
Youtube, 29 апреля 2020 год.
Западные Гаты. Планета мутантов.
  
После названия следует предпостовый текст – краткий обзор. Тезис «Западные Гаты – это сеть водопадов, древних болот и джунглей, ставшие домом для самых разнообразных существ.” Аргумент подразумевается, нужно посмотреть познавательный фильм (видеоролик). Комментарий-интенция “Что скрывается в глубинах лесов? Откуда пришли эти животные и как они сосуществуют друг с другом? Смотрите прямо сейчас!”
Youtube, 21 апреля 2020 год.
Тайна формирования планет. Как устроена вселенная.

После названия следует предпостовый текст – краткий обзор.
Тезис
«Открытие новой планетной системы Kepler-107 позволило поставить под сомнение общепринятую теорию о формировании планет и заявить о новом виде небесных тел — синестии. Были ли когда-то Земля и Луна единым телом? Смотрите прямо сейчас! Как устроена вселенная — ваш билет в глубины космоса и интригующие тайны вселенной. Это программа, в которой ведущие астрономы и астрофизики объясняют, как устроены звезды и планеты и как они влияют на нас. Разгадывайте многочисленные загадки космоса по вторникам в 22:00 (мск) на телеканале Discovery. Подписывайтесь на наши соцсети». Аргумент подразумевается, нужно посмотреть познавательный фильм (видеоролик). Комментарий-интенция «Как устроена вселенная? Ваш билет, в глубины космоса и интригующие тайны вселенной. Это программа, в которой ведущей астрономы и астрофизики объясняют, как они устроены звезды и планеты и как они влияют на нас». В комментарии подчеркивается, что нас ждет не только интересный рассказ о вселенной. Мы можем услышать интересные репортажи, а интервью с учеными-специалистами откроет мир творческих исследований.

Youtube, 13 марта 2020 год.
Эксклюзив. Интервью с Ричардом Хаммондом.
После названия следует предпостовый текст – краткая аннотация. Тезис «Ричард Хаммонд – не только популярный телеведущий «Top Gear», но и просто увлеченный человек, который не боится задавать самые глупые вопросы. Наши коллеги из Популярной механики http://bit.ly/popmerch_yt отправились в Лондон, чтобы взять у него эксклюзивное интервью». Аргумент подразумевается – необходимо прослушать интервью. Комментарий-интенция «Поговорили о самых гениальных инженерных конструкциях со всего мира и о тонкостях создания нашего шоу «БОЛЬШОЕ и Ричард Хаммонд». Приоткрыли завесу тайной жизни и обсудили, как жена отпускает его на опасные съемки. Разузнали о возможности съемок в России. И, конечно, много времени посвятили автомобилям! Смотрите прямо сейчас или читайте текстовый вариант интервью по ссылке http://bit.ly/popmech_big. Подписывайтесь на наши соцсети.» Без сомнения, в беседе с Ричардом Хаммондом раскрываются важные проблемы современной науки. Но не только. Самое главное – это личность: перед нами предстает человек, тонко разбирающийся в своей работе, увлеченный своим хобби, которое стало профессией. К сожалению, комментарий будто умаляет значение интервью. Много штампов и общих фраз, фактических неточностей («приоткрыли завесу тайной жизни»). Хотелось бы, чтобы журналисты или редакторы не шли на поводу десемантизации текста интервью: лучше отказаться от комментария, оставить только рекламу-интенцию, понятно, что требуется выдержать стандарт поликодового текста – но «медиапродукт» теряет качество контента. Проецирование потребительского контента имеет первостепенное значение для масс-медиа в Интернет-формате.

Процесс «вовлечения аудитории» многоступенчатый, предполагающий:
  • отбор информационного материала в соотнесенности с менеджментом репутации популярности издания;
  • создание поликодового текста по принципу лаконичного дизайна: пост – текст на посте – предпостовый текст – комментарий пользователей. 
Несомненно, доверие аудитории к авторитетным брендовым СМИ находится в прямой зависимости от того, как используются мультимедийные технологии. Выделяются два типа аудитории: потенциальная и реальная, необходимо выбрать сбалансированную стратегию «вовлечения аудитории». Интернет - новый канал распространения масс-медиа, которые стали более доступными для широкого круга потребителей. В мультимедийной среде журналистский и поликодовый текст соотносятся. «Журналистика не сводится к организации коммуникаций в обществе, хотя выполняет в его представлении коммуникативные функции. Она не сводится к литературному творчеству, хотя литературная работа и составляет ее существенный компонент. Она не есть синоним публицистики, хотя журналист может выступать в качестве публициста, обнародовав свое аргументированное мнение по тому или иному поводу. Но принципиально у нее – особое назначение и особый продукт». Речь идет прежде всего о создании журналистского произведения – журналистского текста. Для СМИ открываются новые технические и мультимедийные возможности. Поликодовый текст является своеобразным порождением журналистского текста интердискурсивной направленности. Создаются условия для развития интегрированной системы ценностей, главным действующим «героем» которой является потребитель. Лаконичность, оперативность – именно такие характеристики классического информационного текста обретают особую значимость. Кроме того, дайджестовая композиционная целостность помогает воспринимать фактологический материал целенаправленно – в контексте важных медиасобытий. Двухчастное построение поликодового текста (вербальный, визуальный ряд), особенности рекламных блоков, картографии и других поликодовых средств изображения – все это предмет изучения медиалингвистики. Технологические навыки в обработке информации, дизайнерские параграфические решения, поиски новых жанровых форм обусловливают стремление журналистов сформировать качественный контент. Конечно, техника помогает, но специалист работает с «живым» словом, создает реальный во времени и пространстве текст. Школа журналистского мастерства не что иное, как тренинговая подготовка, предусматривающая процесс модификации журналистского текста. «Конвергентность и интерактивность как неотъемлемая часть мышления современного человека активно реализуются в журналистике. Медийная картина мира перенасыщена информацией, и удачно выбранный жанр помогает вычленить в новостном пространстве важнейший факт, интересно интерпретировать и комментировать событие».

Сетевая коммуникация: о некоторых стилистических и типологических особенностях
Для современного потребителя информация ответ на вопрос: «Какой формат выбирать – онлайн или офлайн», – как правило, будет в пользу онлайн. Стереотип мышления, привычка – или то и другое? Один из популярных телеканалов на рынке информации – Discovery Channel. Сейчас рекреативная журналистика набирает достаточно высокий рейтинг спроса и потребления, особенно если речь идет о трэвел-журналистике. Конечно, Яндекс или Гугл-поисковики предоставляют разные возможности чтения и просмотра Discovery онлайн. Выбор онлайн-форматов достаточный, отвечающий потребностям искушенного homo mediatus. Привлекает не только широта технологического охвата, но и ценовая политика: платишь за Интернет и все. Кроме того, можно рассмотреть рекламу, предлагаемую Yotube, - «скачать бесплатно или смотреть», потребитель может воспользоваться этой услугой или нет. Без сомнения, формирование потребительского контента – важная составляющая сетевого пространства. На рынке информации всегда остается стилеобразующим такое понятие, как конкурентоспособность: онлайн-формат обладает беспрецедентной характеристикой – оперативностью. Хочется отметить, что технологические инновации в сфере масс-медиа не могут и не должны нарушать ценностные уровни «знаний и умений». Какие медиажанры мы выбираем? Не ограничивая себя в постижении нового, современный человек сохраняет накопленный когнитивный опыт и несет ответственность за свой выбор. Сетевая платформа Youtube, как уже было отмечено, является интерактивным ресурсом в контексте развития конвергентных редакций. «Готовые формы идентичности» будто помогают поликодовому тексту подстроиться под динамику видеоряда: пользователь одновременно выполняет разные роли – слушателя и читателя. Создается своеобразная форма идентичности: поликодовый текст «на посте» воспринимается как связующий композиционный центр, подготавливающий к восприятию комментариев: реплик, оценок. Без сомнения, категория «текстовая модальность» имеет первостепенное значение в процессе создания качественного медиапродукта. «Текстовая модальность формируется на основе тесно связанной с ней субъективной модальности, под которой понимается отношение говорящего к содержанию высказывания и которая выступает как грамматическое выражение антропоцентричности – важнейшего, фундаментального свойства речи». Именно «антропоцентричность» коррелирует потребительским вкусам: сетевой пользователь хочет выразить свои чувства, поделиться своими мыслями с широкой аудиторией. Динамичность, открытость, спонтанность – важнейшие составляющие сетевого общения (от человека к человеку). Как кажется, не всегда кто-то из участников сетевого сообщества бывает корректен и толерантен, но выбор – свободен: можно промолчать и поставить «лайк» в только том комментарии, который тебе понравился. Приведем пример. Тема «золотая лихорадка» - одна из самых популярных на платформе Discovery Channel. Не может не волновать то, как «старатели», участники опасных путешествий, рискуют жизнью, чтобы добавить золото. Невольно встает вопрос: почему многие комментарии «после поста» негативно-отрицательные! Многих интересуют только деньги – стали ли золотоискатели миллионерами: порой в грубой форме оцениваются поступки, действия участников экспедиций. Стоит отметить, что сетевое сообщество – это полифонический мир мнений и интерпретаций. Принимать или не принимать ту или иную точку зрения – выбор каждого из нас. Но нельзя поддаться разрушительной силе когнитивного дисбаланса, когда происходит подмена ценностей и сетевой пользователь возводит свое мнение и суждение в ранг некого абсолюта. Вседозволенность – эксплуатация разговорно-жаргонной лексики – нарушает культурный код общения. YouTube-канал просветительской направленности теряет свой статус. В какой-то степени происходит обезличивание бренда. Но есть и другие комментарии. «Паркер – наша любовь! Росс – мой сын, и взрослел Паркер. Мы вместе переживали за него и смотрели все серии. Паркер – наша история, история нашей семьи! Благодарим Discovery! Любим Вас». Автор такого эмоционального монолога открыто выражает свои предпочтения: интонационная модальность проецирует личностную «картину мира», которая встраивается в контекст сетевой коммуникации, достигается эффект обратной связи. Кроме того, отсылка к семейной ситуации, когда все смотрели «серии», когда все были вовлечены в историю золотоискателя Паркера, – не что иное, как рекламный ход – скрытая интенция (посмотрите все серии этого телепроекта). Таким образом, автор – сетевой пользователь – непроизвольно становится создателем скрытой рекламы. Важно отметить, что Интернет-платформы моделируют новую технологическую среду – экосистему ИТ – телекоммуникации – медиа. «С массовым распространением Интернета в обществе резко возросла роль непрофессиональных производителей контента: блогеров, рядовых пользователей, что вновь поставило вопрос об актуализации понятия «медиасистемы». Итак, «непрофессиональные пользователи контента» помогают журналистам найти новые механизмы продвижения рекламных и PR-компаний на рынке информации. Поликодовый текст «на посте» – это прежде всего стандартизированная, клишированная модель, которую может воспроизвести современная техника. Но необходимо обновлять или добавлять новые концепты, соотносить «тему и рему», учитывать специфику потребительского спроса. Сейчас такой жанр, как журналистское расследование, наиболее востребован, в поликодовом тесте-обзоре «на посте» актуализируется не только тема «золотого пути», но и жанровая стратегия золотоискателей. «Паркер отправляется на поиски золота, он пройдет по следам знаменитого путешественника и старателя Майкла Лайхи, где узнает о зарождении местной золотой лихорадки и познакомится с местными способами золотодобычи. Какие неожиданные повороты ждут его на пути! Смотрите по четвергам в 22:00 на телеканале Discovery». Целенаправленно создается образ героя-путешественника, читатель хочет вникнуть в ситуацию расследования. Классическая стилевая парадигма – событие – медиасобытие – медиатекст – идентифицируется в сетевом трэвел-контенте. Поликодовый текст обретает интердискурсивную направленность: журналистское расследование открыто для тематического многообразия и новостного ориентирования. Смысловая доминанта – «путь» концентрирует внимание пользователя, который готов следовать вместе с Паркером «по следам знаменитого путешественника». Видовременной план глаголов: отправляется – пройдет – узнает – познакомится – моделирует сюжетную динамику и напряженность. И далее – императив: «Смотрите по четвергам в 22:00 на телеканале Discovery» - выполняет интерактивную задачу: сетевой пользователь оказывается в разноформатном пространстве экосистемы – ИТ – телекоммуникации – медиа. Краткий и лаконичный поликодовый текст, построенный по принципу сужения и расширения образа героя-путешественника, воспринимается как новая, технологически обоснованная ролевая модификация. «Задача журналистов – создавать добавочную стоимость новостей, анализировать и комментировать события. Но идти только традиционным путем – писать статьи и размещать их на сайте – это вчерашний день. Мы экспериментируем с новыми формами подачи информации». Используя новейшие информационные технологии, телеканал Discovery Channel – авторитетный бренд – продолжает завоевывать целевую аудиторию и дает новое развитие конвергентным теле- и сетевым редакциям. В сетевом меню привлекает внимание интерактивная ссылка Сообщество, расширяющая пользовательский контент. Быстрота и скорость информирования уступают место вдумчивому анализу фактологического материала. Если вы интересуетесь достижениями науки, инженерии, культуры, если ваше хобби - коллекционирование раритетных автомобилей, - хэштег поможет открыть новый мир «знаний и умений». Например, интересно отправиться по следам любителей путешествовать, хэштег #ВПоискахПриключений предваряет интенция:«Когда нормально пообщаться – тот еще квест». Для активного пользователя соцсетей понятие «игры» (квест) воспринимается в контексте привычного времяпрепровождения. Поэтому в условиях конкуренции сетевые платформы должны вырабатывать свою, авторскую, стратегию и тактику. Конечно, контентная просветительская доминанта Discovery Channel активно эксплицируется в постах сообществ. «Фотографу Стивену Хаммелу удалось поймать из обсерватории на вершине горы Локк редчайшую спрайт-медузу над Техасом. Спрайт – малоизученная медосферная молния, которая образуется на высоте около 70 километров и является объектом охоты для фотографов всего мира». Такой комментарий на посте не может не вызвать интерес целевой аудитории. Хэштег #этокосмос открывает галерею видеоклипов: можно попасть на выставку космических объектов, посмотреть шоу-анимации, послушать записи рок-музыкантов. Информационный поток сообщений в группе Сообщество интегрируется и постоянно обновляется. Канал YouTube, как и другие социальные сети, выполняет основную медийную задачу: информировать, просвещать, развлекать. И нельзя не учитывать тот факт, то для рекламодателей такая интерактивная площадка – возможность эффективно продуцировать свою конкурентоспособность.

Заключение
В онлайн-СМИ модифицируются родовые признаки классических СМИ и создаются все необходимые условия для развития интердискурсивных механизмов сетевой коммуникации. Важно выделить характерологические качества онлайн-платформ:
  • интерактивность целевой аудитории,
  • оперативность в процессе распространения информации,
  • гипертекстуальное и мультимедийное обновление контента.
Сейчас оригинальные сетевые СМИ, функционирующие только в онлайн-среде и не имеющие оффлайновых аналогов, являются достойными конкурентами традиционных СМИ и им онлайн-версиям. Конечно, конвергентные редакции активно интегрируются в информационно-коммуникативной среде, сетевая досуговая журналистика обретает свой нишевый рейтинг. Анализ стилистических и типологических особенностей Discovery Channel даёт возможность проследить, как классический журналистский тест предстает в своем новом поликодовом обличии. Кроме того, живое слово не теряет коммуникативной значимости. Без сомнения, в эпоху современной глобализации необходимо осмысливать и переосмысливать богатый опыт работы журналиста в Интернет-пространстве. Немало исследований посвящено способам репрезентации поликодового текста, который образован несколькими знаковыми системами. Семиотические коды взаимодополняемы, «в соответствии с принципом комплементарности формируют группы: коммуникативные, визуальные, музыкальные, текстовые, риторические, идеологические, культурные». В контексте современных теоретических направлений важно сделать акцент на понятии «открытого поликодового текста». Без сомнения, его границы измеряются дискурсивными нишами: маркетинговыми, рекламными, журналистскими, - формируется некий интердискурсивный композиционный центр. Комплементарность, с одной стороны, и деинтегрированность, с другой стороны, помогают медиадискурсу (маркетинговые, рекламные, журналистские ниши) обрести статус интердискурсивности. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Быкова Е.В. Цельность и связность поликодового текста // Журнал Медиалингвистика Международного комитета славистов, 2017, №1 (16). 
  2. Журнал Discovery. Жизнь на волоске / Золотой путь Паркера Шнабеля, https://www.youtube.com/watch?v=gBvJK1V1IVg,16 июня 2020. 
  3. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы // Журналистика в 2015 году. Матер. междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., Медиамир, фак. журн. МГУ, 2015 г. С. 480. 
  4. Куницына Н.В., Виноградский В.С. Конвергентные жанры в современной периодике // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. № 3. Т. 5. С. 371. 
  5. Куницына Н.В., Виноградский В.С. Факты и мнения в новостном дайджесте. М., МГУ, Ф-т журналистики, 2011 год. 
  6. Лазутина Г.В. Журналистика в жизни общества – пером теоретика и практика. М.: Фак. журн. МГУ, 2015. С. 59–70. 
  7. Майданова Л.М., Чепкина Э.В. Медиатекст в идеологическом контексте. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2011. 
  8. Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика. Гуманитарный университет. Екатеринбург, 2011. 
  9.  Медиасистема России // Под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2017, с. 131. 
  10. Пастухов А.Г. Спектакуляторные формы коммуникации в медиатексте: презентация и критика // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. – 2015 - №18 (215). – Вып. 27. 
  11. Солганик Г.Я. Очерки модального синтаксиса // М., 2010, с. 64. 
  12. Степанов В.А. Семиотические коды в рекламном тексте // Иностранные языки в высшей школе, 210, Вып. 2 (13), с. 92. 
  13. Чернявская В.Е. Модусы сетевого пространства: вводные замечания // В сб. Общество. Коммуникации. Образование. Санкт-Петербург, том 11, 2, 2020. 
  14. Шкондин Н.В. Печать в условиях трансформации медиасистемы // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2013. № 6.

Возврат к списку




Наши научные издания
Обратная
связь