"Универсальный журналист" в контексте радиоэфира

"Универсальный журналист" в контексте радиоэфира

Автор: Куницына Н. В., старший научный сотрудник кафедры стилистики русского языка, канд. филолог. наук, МГУ
 имени М.В. Ломоносова

В современном медиамире понятие жанра трансформируется, журналистский текст обретает статус интердискурсивности. Конкурируя на рынке новых технологий, «Радио России» не теряет вековых традиций и выполняет основные функции масс-медиа: информировать, просвещать, развлекать. Формат ток-шоу популярен в сети радиовещания, программа «Российский радиоуниверситет» дает возможность исследовать характер медийных модификаций: интервью-ток-шоу-подкастинг. Кроме того, нужно отметить, что «конвергентная журналистика» не нарушает, а наоборот, продолжает классическую школу мастеров слов. «Универсальный журналист» не кто иной, как создатель когнитивной системы ценностей, учитывающий особенности потребительских интересов целевой аудитории.

Ключевые слова: интердискурс, журналистский текст, медиажанры, жанровые трансформации, речетворчество, конвергентность, интерактивность, «журналистика погружения», «журналистика мнений».

В мире высоких технологий идентификация радиоэфира или его онлайн-версии – это единая составляющая экосистемы ИТ-телекоммуникации-медиа. «Современная медиасистема объединяет самые различные предприятия, отличающиеся по ряду параметров, прежде всего:
  • по формам репрезентации действительности, программным стратегиям;
  • по типам каналов и технологий распространения;
  • по профессиональным стандартам, этическим ценностям, типам журналистских культур, представленных в редакциях;
  • по организации собственности и способом измерения доходов;
  • по социально-демографическим и стилевым характеристиками аудитории».
Без сомнения, радио является конкурентоспособным на медиарынке: оперативность, доступность, широкий охват аудитории – все это определяет качество «вещательной модели». Предложенная методика исследования стилистических м типологических особенностей программы «Российский радиоуниверситет» в формате ток-шоу основана на современной теории и практике журналистского творчества. Прежде всего, необходимо сделать акцент на том, как «универсальный журналист» XXI века адаптируется в контексте конвергентной журналистки. Кроме того, важно выявить специфику жанрового моделирования вещательной программы. «Радио России» входит в государственный холдинг ВГТРК, что обуславливает типологию производимого контента. Программа «Российский радиоуниверситет» (недельный эфир 13:000-14:00, кроме субботы и воскресенья), без сомнения, обретает ценностный статус, интегрирует пространство истории, культуры, политики и науки. Правильно выбранная редакционная стратегия и тактика – общедоступно рассказать о прошлом, настоящем и будущем нашей сложной жизни – привлекает разноуровневую аудиторию. Известно, что радиовещание обладает высоким рейтингом в структуре медиапотребления. Аудитория готова в какой-то степени отдать предпочтения не печатным СМИ и телевидению, а радио. Фоновое прослушивание не мешает повседневным делам, а мобильность и доступность не что иное, как медиарычаг, помогающий правильно выстраивать брендовую политику. Варьирование рубрик и программ в эфире «Радио России» соотносится с нишевой структурой радиостанций «разговорного типа». Ведущий программы «Российский радиоуниверситет» Дмитрий Конаныхин делает акцент именно на том, как и чем можно заинтересовать слушателя и выбирает разные темы, события. 
  
Программа «Российский радиоуниверситет» - образец конвергентной журналистики. Дискурсивная стратегия легитимации особенно результативна в Интернет-пространстве. Формат ток-шоу и подкастинга отвечает потребностям медиарынка. В информационном мире большое значение имеет открытая система ценностей, индивидуум погружается в ту реальность, которая создается по формуле новейших технологий. «Явление легитимации тесно связано с социальной информационной реальностью, оно оправдывает существование ее элементов, придавая им характер нормы. Легитимация оперирует не только на уровне «ценностей», но и на более глубоком уровне «знания», поясняя индивиду, почему вещи являются такими, какими они есть». Хочется отметить, что индивид нуждается не только в «пояснении», комментарии медиасобытия, но и в позиционировании своей точки зрения. Конечно, универсальный журналист не кто иной, как создатель своеобразной коллекции online-лонгридов, включающих мультимедийный контент: текст, звук, видео – таким образом, уровень «ценностей» и уровень «знаний» достигают медийной значимости. 

«Комментирующий тип подачи информации – важная жанровая тенденция современных масс-медиа. Комментарий специалистов или журналистов? Такая постановка вопроса далеко не альтернативная. В зависимости от целевой направленности информации делается акцент на расширенном или узкоспециализированном комментарии, который структурируется по принципу событие-медиасобытие-медиатекст.В программе «Российский радиоуниверситет» интегрируются комментарии и журналиста, и специалиста: авторская задача ведущего – создать открытое поле для беседы с интервьюируемыми. Приведем пример. Такое понятие, как гаджетомания, отсылает нас к «дискурсивной стратегии встраивания легитимируемого явления в существующую систему ценностей общества». Признание власти гаджетов, то есть «апелляция к авторитету», одна из важнейших этических и воспитательных тем в обществе.

Развернутый текст-лид предваряет радиоток-шоу «Гаджетомания или как не застрять в Сети». «Почему и 80-летние пенсионерки, и младшие школьники жить не могут без новых телефонов, как Сеть увлекает человека, что происходит с нашей психикой, когда мы погружаемся в мир Интернета с помощью всё более привлекательных устройств, как современная психиатрия определяет пограничное состояние человека, постоянно испытывающего потребность использовать свой гаджет, чтобы войти в Сеть, в чём различие подходов зарубежных и отечественных психиатров - смотрите и слушайте беседу с доктором медицинских наук, заведующим кафедрой медицинской психологии и психиатрии РНИМУ им. Пирогова Андреем Аркадьевичем Шмиловичем. Российский Радиоуниверситет продолжает цикл "Современная психиатрия" и рассказывает о нехимических зависимостях, нехимических аддикциях. Сегодня - гаджеты и Сеть. Премьера выпуска состоялась 21.08.2020». На вопросы «почему, как, что, в чем» мы можем найти ответ, прослушав радиоэфир или прослушав и просмотрев подкасты в социальных сетях: конвергентный формат ток-шоу оптимален для пользователей. Можно задуматься, сделать паузу, прочитать текст на посте и комментарии после поста. Без сомнения, есть много эфирных передач на тему «Гаджетомания», но презентация Дмитрия Конаныхина отличается авторским, журналистским, исследовательским стилем. Ведущий не изменяет своей манере вести доверительную беседу с интервьюируемым, его интенции охватывают и слушателей, которые вовлечены в актуальные медиасобытия. В контексте беседы все термины и понятия детерминализированы и объяснены. Мы понимаем, что гаджетомания или интернетомания – это прежде всего web-зависимость, когда человек не только стремится следовать моде, но и оказывается во власти мировой Сети. Виртуальная реальность становится вашей жизнью. Дмитрий Конаныхин использует прием «журналистики погружения», предлагает психологу и педиатру А.А. Шмилович спроецировать «игровую» ситуацию – провести эксперимент: ведущий выполняет роль пациента, которого нужно протестировать на наличие/отсутствие психологической зависимости от интернета. Действительно, вопросы/ответы – простые и интересные для каждого из нас: мы также можем представить, что пришли на прием к врачу. 50% на 50%, или наше сознание уже не отвечает за последствия, происходит своеобразный когнитивный сбой. Клиповое мышление, когда видео-конвейер Инстаграм вытесняет восприятие слова и текста не что иное, как болезнь века! Вопрос остается без ответа: как вести себя в информационном мире?

Такие стратегии легитимации, как апелляция к авторитету, приоритетность моральной оценочности или рационализации, могут стать точкой отсчета в исследовательских практиках врачей-психологов, культурологов, социологов и медиалингвистов. К таким выводам можно прийти, прослушав радиоэфирный цикл «Современная психиатрия».
Нельзя не отметить универсализм в работе ведущего Дмитрия Конаныхина, который свободно владеет журналистским мастерством, открывая простор для размышлений. Невольно осознаешь, что понятие «гаджетомания» неоднозначное: в какой-то степени и журналист, он не исключение, не может не зависеть от информационного потока. Но есть другая зависимость – от соревновательных или азартных игр, которым так полон интернет, закрывающий от человека мир реальных ценностей и в то же время увлекающий новыми технологиями. Насущная проблема современности – дистанционное обучение: учений-практик А.А. Шмилович, защищая классические формы образования, вступает в дружеский полемический диалог с Дмитрием Конаныхиным, который приводит конкретные примеры успешных образовательных Интернет-программ. И каждый из нас оказывается активным соучастником ток-шоу, предполагающего толерантный обмен мнениями и суждениями и расширяющий когнитивную картину мира. И конечно, ролевая стратегия и тактика ведущего безусловна и неоспорима.

Программа «Россисйкий радиоуниверистет» предоставляет богатый журналистский материал для изучения интердискурсивных практик. «Под интердискурсом мы понимаем то множество форм, аналогий, метафор, символов и мифов, нарративных стереотипов, которые впоследствии воплощаются в тексты и другие продукты человеческой коммуникации». Такая система коллективных ценностей помогает участникам «сообществ» коммуницировать, определять пути действий. Классические приемы построения гипертекста, когда «частное» воспроизводит «общее» и проецирует новую реальность, не могут не повлиять на развитие масс-медийных форм информирования. Медиаформат ток-шоу репродуцируется в диалоге дискурсов, то есть интердискурсивности – важном состоянии общечеловеческой культуры. 
Дискурсивные стратегии легитимации помогают осмыслить многоуровневость когнитивной картины мира. Журналист не только становится участником медиасобытия, но и выстраивает ценностную парадигму знаний. Небеспрецедентными считаются методы «объективной журналистики», которая в какой-то степени уступает место «журналистике погружения», когда адресат и адресант выступают как равноправные индивиды, участвующие в открытой беседе-дискуссии или беседе-рассуждении. Толерантность и комплементарность – неотъемлемые части медиадиалога. «Современный человек превращается в «человека медийного» (homo mediatus), и это становится сегодня важнейшей особенностью общества. «Человек медийный» — это член общества, социальное или даже индивидуальное бытие которого определяется и в значительной степени формируется содержанием СМИ как продуктом, производимым отдельной отраслью современной экономики – медиаиндустрии».

Без сомнения, «универсальный журналист» продуцирует жанровую парадигму, смысловым компонентом которой является факт-новость. «Нельзя не учитывать, что понятия: комментарий события и интерпретация события – не взаимозаменяемые. Информационный журналист, комментирующий новость не нарушает границы жанра, не захватывает стилистическое пространство аналитики, где авторская интерпретация играет первостепенную роль». Модифицированная жанровая парадигма: интервью-ток-шоу-подкастинг — не что иное, как журналистская проекция медиареальности, главными героями которой являются и журналисты, и аудитория. «Смысл журналистики не только в том, чтобы дать комментарий к новости, но и в том, чтобы выдавая новость аудитории, помочь ей без лишних комментариев осмыслить то, что происходит в обществе».

Конвергентная журналистика и журналистика мнений или журналистика погружения — неразрывно составляющие единой экосистемы ИТ-телекоммуникации-медиа. Программа «Российский радиоуниверситет» позиционирует разговорно-информационный тип журналистики, которая ориентирована на определенный социально-демографический круг аудитории. Кроме того, научно-просветительский контекст расширяет информационные границы вещания, важно отметить, что процесс «вовлечения аудитории» многоступенчатый, предполагающий: 

  • синтезирование разных медиамоделей – жанровых, событийных;
  • проецирование коммуникативной модели по принципу: интервью-ток-шоу-подкастинг;
  • развитие брендовой политики радиостанции «Радио России».

«Отечественное радиовещание претерпело изменение системных признаков, смену иерархии функций и типологии радиоканалов. Были сформированы новый принципы экономического функционирования, приемы работы, механизмы коммуникации с аудиторией, программные стратегии, появились новые профессии, новая инфраструктура, произошло перераспределение аудитории». С этим утверждением нельзя не согласиться, обобщая тему «Ток-шоу в формате «Радио России» (научно-просветительская программа «Российский радиоуниверситет»)», важно подчеркнуть, что универсальный журналист, выстраивая парадигму коммуникации, осуществляет важную задачу – формирование новой мультимедийной картины мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Van Leeuwen, T. (2007) ‘Legitimation in discourse and communication’, Discourse & Communication, 1(1), pp. 91–112. 
  2. Parr, Rolf: Medialität und Interdiskursivität // Medien des Wissens: interdisziplinäre Aspekte von Medialität / Georg Mein, Heinz Sieburg (Hg). – Biefeldt: Transcript, 2011, S. 33.
  3. Terlow K. Iconic site development and legitimating policies: The changing role of water in Dutch identity discourses // Geoforum, 2014, Vol. 57.
  4. Van Dijk T. Ideology: multidisciplinary approach. L.: SAGE, 1998.
  5. Вартанова Е., Ажгихина Н. Диалоги о журналистике, М., 2011, с. 48.
  6. Вартанова Е.Л. Введение в мир журналистики: тенденции и правила «игры» // Youtube 28.07.2012.
  7. Грибачева Н.В., Глушакова Н.М. Конвергентная журналистика и журналистика погружения: обзор стратегий (де)легитимаций // В сб. Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Орел, 2019, с. 45.
  8. Добросклонская Т.Г. Новостной дискурс как объект медиалингвистического анализа // В сб. актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиократии в России и за рубежом, Белгород, 2016, с.14.
  9. Колмогорова А.В. Легитимация как социологический феномен и объект-дискурс анализа // Политическая лингвистика. — 2018. — №1, с.19.
  10. Куницына Н.В., Виноградский В.С. Конвергентные жанры в современной периодике // Вопросы теории и практики журналистики // БГУ, 2016, Т.5, №3.
  11. Куницына Н.В., Виноградский В.С. Медийные характеристики travel-журналистики // Журнал «Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева», Тольятти, №4 (27) 2018, том 1, с. 167.
  12. Куницына Н.В., Виноградский В.С. Факты и мнения в новостном дайджесте, М., факультет журналистики МГУ, 2011, с.13.
  13. Куницына Н.В. Синтез медиажанров: о некоторых тенденциях развития. Synthesis of media genres: some development trends // Журнал “Научные ведомости Белгородского государственного университета”, 2015, №18 (215), вып. 27, с. 16. 
  14. Медиасистема России // Под ред. Е. Л. Вартановой, М., 2017, с. 14.
  15. Нико Дрок. Журналистское образование в цифровую эпоху // МедиаТренды, №3, 2018.
  16. Пастухов А.Г. Вопросы интердискурсивности и селекция новостей // Сборник. Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиократии в России и за рубежом. Белгород, 2016, с.58.
  17. Риторические основы журналистики, М. 2007, с. 168.
  18. Шкондин Н.В. Печать в условиях трансформации медиасистемы // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2013. № 6.
  19. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку // М., 1957. С. 117.


Возврат к списку




Наши научные издания
Обратная
связь