«Старые» и «новые» профессионалы цифровой медиасреды: конкуренция, сосуществование, кооперация

«Старые» и «новые» профессионалы цифровой медиасреды: конкуренция, сосуществование, кооперация 07.04.2022

«Старые» и «новые» профессионалы цифровой медиасреды: конкуренция, сосуществование, кооперация 


7 апреля в МИА «Россия сегодня» состоялся XIII Всероссийский форум деловых СМИ «Деловые СМИ России в новых экономических условиях». В рамках мероприятия факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова провел секцию «Старые» и «новые» профессионалы цифровой медиасреды: конкуренция, сосуществование, кооперация». 

Со вступительным словом выступила декан факультета журналистики, академик РАО, д.ф.н., профессор Елена Леонидовна Вартанова. В рамках доклада «Медиасистема и рекламная индустрия: меняющаяся архитектура взаимодействий» спикер подчеркнула, что на сегодняшний день в медиасреде мы различаем 3 субъекта, актора рынка: институализированные медиа (традиционные СМИ), неинституализированные медиа (блогеры/лидеры мнений), а также сама аудитория, которая играет важную роль в вопросах интерпретации и оценки информации. 

Данная тенденция выражает потребность в построении новой медиасистемы. По словам Елены Леонидовны, в этой медиасистеме можно выделить 4 особенности этой медиасистемы:

– Новая технологическая среда: Интернет;

– Новая парадигма (социальной, массовой, медиа-) коммуникации: сеть (+сетевые экономические эффекты);

– Новые субъекты рынка: цифровые платформы (экосистемы);

– Новые цепочки создания ценности и новые бизнес-модели.

– Появляется новая парадигма медиасистемы, потому что раньше она была массовая, привязанная к обществу, а не к сети, как сейчас. Хотя само общество именно в нее и уходит. Новые субъекты, которые возникают вокруг цифровых платформ, будут, наверное, более влиятельными, чем «короли прессы» 19 века, – отметила Елена Леонидовна. 

Тему неинституализированных медиа также затронули д.ф.н., доцент кафедры теории и экономики СМИ, соруководитель исследовательского блока «Статистика медиасистемы России» Андрей Владимирович Вырковский и к.ф.н., заместитель декана по научной работе, доцент кафедры теории и экономики СМИ Михаил Игоревич Макеенко. Спикеры выступили с докладом «Неинституализированные производители развлекательного и lifestyle контента и их влияние на аудиторию». Андрей Владимирович и Михаил Игоревич поделились результатами исследования, в рамках которого изучили взаимоотношения между блогерами и их аудиторией. 

– Можно говорить о выявлении чрезвычайно важного социального феномена: формировании крупных социальных групп, обладающих существенным потенциалом общественно-политического действия и подверженных влиянию сравнительно немногочисленных лидеров мнений, – подчеркнули исследователи в рамках итогов работы. 

Канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры Экономической и финансовой стратегии МШЭ МГУ, соруководитель исследовательского блока «Статистика медиасистемы России» Сергей Александрович Вартанов представил аудитории сообщение о трехстороннем рынке как о теоретико-игровой модели экономики медиаплатформ. В рамках него спикер отметил, что у двусторонних моделей рынка присутствует ряд существенных моментов, которые они упускают. 

– Рекламодателям важны не реклама сама по себе и не количество контактов, а те убеждающие и информативные эффекты, которые они окажут на спрос. Потребители, в свою очередь, выбирают не только контент, но и товары для потребления. Эти товары производятся рекламодателями, которые для медиафирм – лишь «другие» потребители, – привел в качестве примера Сергей Александрович. 

К участию в секции также были привлечены начальник отдела развития стратегических направлений АНО «Диалог» Тимофей Ви и к.ф.н., медиатехнолог, секретарь Союза журналистов России Роман Серебряный. Спикеры выступили с докладами, посвященными теме фейков и развитию деловых медиа, их точкам развития и этическим аспектам. 

Заключительное слово предоставили в.н.с., к.ф.н. Денису Владимировичу Дунасу, ст.преп. Дарье Михайловне Вьюгиной и преп. Елене Александровне Салиховой. Исследователи представили результаты научной работы «Мотивация выбора контента «цифровой молодежи»: профессионалы vs. непрофессионалы». 

– В заключении нашей секции хочется сказать, что, наверное «новые» и «старые» профессионалы могут объединиться вокруг трех общих, я бы сказал, «китов», которые объединяют журналистскую и медийную профессию в целом. Во-первых, это этика. И, вы знаете, сконструировать этику для сообщества будет даже проще, чем для всего общества, так как локальные системы ценностей отличаются от глобальных. Во-вторых, доверие. Здесь тоже нужно понимать, что если блогерам доверяют больше, чем родителям, членам семьи и сверстникам, то здесь происходит конкуренция не между брендами СМИ, а между лидерами мнений и значимыми для каждого представителя цифровой молодежи людьми. И, в-третьих, мы говорим о функциях. Сегодня молодежь хочет не просто получить объективную информацию, а, как показало наше исследование, хочет самореализоваться за счет ее получения, – подытожил Денис Владимирович. 

Организаторами мероприятия стали Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Союз журналистов России и Международная медиагруппа «Россия сегодня».



Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь