Главное в медиабизнесе – это свежие творческие идеи и люди, способные их качественно реализовать

Главное в медиабизнесе – это свежие творческие идеи и люди, способные их качественно реализовать 24.02.2022

 Главное в медиабизнесе – это свежие творческие идеи и люди, способные их качественно реализовать



О тенденциях и проблемах современного российского медиарынка, а также о том, зачем студентам журфака его изучать, редакции «МедиаМонитора» рассказал руководитель исследовательского блока «Карта медиабизнеса» – кандидат филологических наук, заместитель заведующего кафедрой теории и экономики СМИ по учебной работе, доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Сергеевич Смирнов.


• Что представляет собой современный российский медиарынок? Каковы основные тенденции, главенствующие на нем?

Медиарынок страны сложно организован и географически неоднороден. Ситуация на общенациональном уровне и на уровне отдельных регионов совершенно не одинакова. «Диагнозы» будут сильно отличаться и по сегментам отрасли: где-то растут сверхприбыли, а где-то все находится в планово-убыточном состоянии. Ведь «Яндекс» и условная газета «Губернские известия» существуют просто в разных измерениях. Основные общие тенденции, на мой взгляд, такие: продолжается перераспределение «рекламного пирога» в пользу онлайн-игроков, повышается роль платежей конечных пользователей, сохраняется роль бюджетного финансирования. Частный сектор сосуществует с государственным, растет уровень конкуренции, экономическая концентрация усиливается.  

• Как пандемия Covid-19 повлияла на отечественный медиарынок?

Окончательные выводы, наверное, делать еще рано. Понятно, что негативный эффект был, особенно в начале пандемии. Взять хотя бы потери рекламных бюджетов в печатной прессе и на радио, провал в бокс-офисе традиционных кинотеатров и по продажам книг в 2020 году. При этом общей катастрофы в отрасли из-за COVID-19 не произошло. А минувший 2021 год явно был уже лучше, медиабизнес как-то адаптировался под новые реалии. В целом же пандемия только ускорила те тенденции, которые наблюдались и до нее.  

• Основные проблемы современного российского медиарынка, какие они?

Думаю, что главная проблема не нова. Она заключается в том, что никто точно не знает, какие именно контентные решения завтра найдут отклик у аудитории и какие модели монетизации окажутся наиболее эффективными. Все пробуют все, но не у всех что-то получается, в принципе это нормально для любого рынка. Цифровизация ведь сама по себе не гарантирует успех никому. Главное в медиабизнесе – это свежие творческие идеи и люди, способные их качественно реализовать, а уже потом продать. Дефицит здесь был, есть, и он будет всегда.

• Насколько динамично сегодня трансформируется российский медиабизнес в сравнении с началом прошлого десятилетия?

О динамичности трансформаций говорить достаточно сложно, поскольку десять лет назад у нас было много проблем с отраслевой статистикой. Сейчас эта ситуация уже намного лучше. Есть общие ощущения, что было тогда, и что есть сейчас, но маловато конкретных цифр для сравнения. На мой взгляд, революционных изменений не происходит, они все же носят эволюционный характер. Хотя сейчас процесс эволюции набирает обороты. Не знаю только, в каких счетных единицах это можно выразить.  

• Как влияют на отечественный медиарынок крупные российские и зарубежные IT-компании?

Влияют и сильно, по двум основным направлениям. С одной стороны, IT-гиганты формируют технологическую среду, в которой существуют все. Цифровые экосистемы крупнейших платформ – ярчайший пример. С другой стороны, эти же компании поглощают все больше и больше рекламных бюджетов, выступая мощнейшими конкурентами других участников рынка. Другими словами, доминируя, они забирают деньги себе. С моей точки зрения, тут требуется серьезное уточнение антимонопольного законодательства. Просто чтобы экономически спасти остальных и поддержать рыночное разнообразие.         

• Какие возможности пользователям «МедиаМонитора» обеспечивает карта российского медиабизнеса? Кому она будет полезна?

По задумке карта медиабизнеса адресована всем, кто занимается исследованиями российского медиарынка или пишет о нем в СМИ. Этот проект – инструмент, при помощи которого можно быстро и в одном месте найти информацию о конкретных участниках отрасли. А именно: кто ведет экономическую деятельность тех или иных медиа, как называются эти юридические лица, кто выступает их учредителями, в какие холдинги они входят, каковы их организационно-правовые формы и отраслевые маркировки. Возможно, список параметров со временем дополнится. А одно могу сказать точно – наша карта медиабизнеса будет еще долго наполняться данными по разным сегментам. Пока видны только две-три «вершины айсбергов».  

• Почему именно тема отечественного медиабизнеса была выбрана в качестве одного из основных проектов для научно-исследовательской работы магистрантов?

Это решение вытекает из профиля деятельности кафедры теории и экономики СМИ. Невозможно полностью понять, как устроена медиасистема страны, без представления об экономических механизмах функционирования медиа. Конечно, нас интересует и медиабизнес за рубежом, тем более что имеют место глобальные тренды. Но все же на первом месте по значимости для нас именно изучение медиаотрасли России. Потому что мы здесь живем и работаем. Проще говоря, каждому студенту нужно знать, на какой рынок он выходит сегодня работать.        

• В каких профессиональных областях, занятые изучением структуры российского медиарынка студенты, смогут применить полученные в рамках НИР знания?

Думаю, что приобретенные умения поиска специальной информации могут пригодиться как минимум в двух случаях. Во-первых, уметь грамотно пользоваться базами данных, реестрами и перечнями, безусловно, полезно журналистам. Прежде всего, авторам, специализирующимся на экономической тематике. По сути это же и есть фактчекинг. Все нужно аккуратно проверять и перепроверять. Во-вторых, такие умения будут полезны тем, кто решит строить карьеру в сфере индустриальной медиааналитики, медиаконсалтинга, и, конечно, академических медиаисследований. Здесь везде нужна высокая достоверность сведений, чтобы делать корректные прогнозы и выводы.        



Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь