Развитие медиаобразования в школах и вузах РФ обсудили участники круглого стола «Язык журналистики и социальных медиа»

Развитие медиаобразования в школах и вузах РФ обсудили участники круглого стола «Язык журналистики и социальных медиа» 15.11.2021 В субботу на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся круглый стол «Язык журналистики и социальных медиа в аспекте лингвоэкологии» в рамках Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности.

Пленарное заседание открыли декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО Елена Леонидовна Вартанова и и. о. заведующего кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Владимир Вячеславович Славкин.

В ходе выступления Елена Леонидовна отметила активные процессы изменения литературных норм в интернет-среде, приведя в пример обогащение русского языка неологизмами.

– 2020 год оказался богатейшим на появление неологизмов. Это напрямую связано как с активно изменяющимися социальными реалиями, так и с нашим речетвореством. Прроцесс этот продолжается и сейчас. Например, академики Института языкознания РАН отмечают, что словами 2021-го года стали не только “Спутник”, “Афганистан” и “Северный поток”, но и такие простонародные термины как “антипрививочник” и “антиваксер”,– рассказала Елена Леонидовна.

Также декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова подчеркнула, что внутри медиадискурса наблюдаются сложные явления взаимопроникновения элементов, относящихся как к журналистской речи, так и к речевой практике соцсетей.

– Данные явления заслуживают внимательного стилистического анализа и осмысления со стороны лингвистического сообщества, - подчеркнула Елена Леонидовна.

По итогам работы круглого стола эксперты пришли к следующим заключениям:

  • Необходимо повысить активность непрофессиональных и неинституцианализированных производителей и распространителей медиатекстов, а также привлекать студентов бакалавриата и магистратуры факультетов журналистики к научно-исследовательской работе. В качестве примера были упомянуты исследования магистрантов факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством преподавателей кафедры стилистики русского языка, выполненные в рамках НИР и размещенные на научно-образовательном портале «Медиамонитор»;
  • Возрастает потребность в укреплении связей высшей и средней школы. В образовательных учреждениях среднего звена эксперты рекомендуют вводить факультативные курсы по культуре публичной речи, а также отдельные дисциплины, направленные на освоение языка СМИ, публичной коммуникации, риторики и развитие творческого речевого потенциала учащихся;
  • Отдельное внимание необходимо уделить развитию медиаобразования и медиаграмотности в средних школах. В настоящее время все больше возрастает потребность в уроках по информационной безопасности, а также в критическом осмыслении скрытых смыслов медиатекстов;
  • Следует приложить усилия к усилению научного сотрудничества преподавателей и учителей русской словесности из разных регионов России. В частности, политэтнических, которые послужат обмену опыта между преподавателями русского языка и литературы для сохранения русской речи;
  • Редакциям СМИ рекомендуется приглашать экспертов-лингвистов для филологической подготовки и переподготовки журналистов и других профессионалов медиасферы. 

Запись трансляции круглого стола можно посмотреть в аккаунте факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова на платформе YouTube.

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь